ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Особенности национальной идентичности русского населения, проживающего в Ставропольском крае

 

Березкин Александр Константинович,

научный сотрудник Научно-исследовательского института социальных систем.

 

Статья подготовлена в рамках проекта «Современная русская идентичность – особенности и мифологии атрибутирования» в рамках конкурса РГНФ по поддержке молодых ученых 2012.

 

Процессы, происходившие с момента распада Советского Союза, непосредственно отразились на всех проживающих на территории России. Изменился национальный состав населения и другие демографические показатели. Другой стала и система управления, что также было взаимообусловленным процессом в ходе происходивших трансформаций.

Понятие «идентичность» в социальной психологии трактуется довольно широко, что порождает научные споры относительно данного термина. Мы будем понимать идентичность как «некий целостный образ, который индивид составляет о самом себе, неизменный во всех жизненных ситуациях, в которых осознаёт себя индивид»[1]. Национальная идентичность, как и другие виды идентичности, помогает индивиду соотнести личный «я – образ» с коллективным «мы – образом». Таким образом, национальная идентичность становится одной из основ «социального габитуса» на основе которого индивид находит личные признаки, отличающие его от других[2].

Наиболее драматичные изменения происходили в 1990-х годах на Северном Кавказе. Политическая нестабильность и этнические конфликты, а также крупномасштабные военные действия в Чечне привели к усилению миграции и изменении этнической карты Северного Кавказа. Итогом происходивших событий стало изменение статуса русского этноса на данной территории и, как следствие, изменение идентичности русских, населявших Северный Кавказ.

Исторически на Северном Кавказе проживало множество народностей и этносов. Но именно с приходом русскоязычного населения в XIX веке изменился быт коренного населения. Стал изменяться традиционный уклад, появились новые сферы занятости и т.д. Во времена Советского Союза в макрорегионе стала развиваться промышленность, появились крупные инфраструктурные объекты и т.д. В силу квалификации приезжего русского населения наблюдался процесс его большего вовлечения в управление этим макрорегионом.

Однако ситуация стала меняться в 1990-х годах в связи с напряженной социально-политической обстановкой на Северном Кавказе. Общее уменьшение числа русских в национальных республиках изменило и сферу занятости и политическую обстановку в республиках. При этом большой миграционный приток русского населения наблюдался в Ставропольском крае, самом «русском» из северокавказских регионов. Регион по сути стал реципиентом миграционных потоков из соседних республик. В 1990-е годы на Ставрополье ехали преимущественно русские из соседних регионов[3]. В середине 2000-х годов тренд изменился и большое количество приезжих составляли представители других национальностей, которые переезжали в Ставропольский край по причине нехватки земель в своих регионах, безработицы, тяжелой экономической ситуации и перенаселения.

К первому десятилетию 21-го века, миграция, даже утратив свою прежнюю интенсивность, продолжает оказывать существенное влияние на содержание межэтнических отношений, экономику и социальную сферу региона. На протяжении достаточно долгого периода властями по сути игнорировались нерешенные проблемы, связанные с адаптацией и интеграцией мигрантов, осевших в равнинных регионах Северного Кавказа в 90-е гг., что до сих пор оказывает негативное влияние на социальную напряженность.

Тем самым Ставропольский край превратился из традиционно русского региона, граничившего с областями совместного расселения русских и представителей других национальностей, в своеобразный «фронтир», территорию, окруженную враждебной средой. Это сказалось и на восприятии своей этничности представителями русского этноса в крае. Самоопределение через «другого» традиционно рассматривается как один из основных методов самоопределения этнических групп. Граничащий с Калмыкией, Дагестаном, Чечней, Северной Осетией, Кабардино-Балкарией, Карачаево-Черкессией регион не может восприниматься его жителями на одном уровне с указанными национальными республиками. Поэтому при выделении из состава Южного федерального округа в 2010 году Северо-Кавказского округа недовольство наблюдалось именно в Ставропольском крае. Оставшись в одиночестве с национальными республиками с отличающимся национальным составом населения и преимущественно другой верой, местные жители в крае негативно восприняли подобные изменения. Так, согласно опросам, 48% респондентов заявили, что «стало меньше уверенности в личной безопасности». Около четверти опрошенных ответили, что хотели бы уехать из округа. Одновременно проводилась Интернет-компания за выход края из состава федерального округа.

Описанные тенденции приводят к непростой ситуации в сфере межэтнических отношений в регионе. Национальный вопрос всплывает в информационном поле при любом возникающем конфликте в Ставропольском крае, так как в среде русских формируется национальная идентичность притесненного этноса. При этом зачастую в реальности межэтнические отношения не являются основными причинами конфликта и протекают не так остро, как это подается в информационном поле.

Так, в Невинномысске в конце 2012-начале 2013 годов произошли два убийства русских представителями чеченской диаспоры на бытовой почве (по версии следствия и официальных властей). После этого местные жители провели несколько митингов под лозунгом «Хватит убивать русских». Происшествия привлекли внимание и представителей националистических организаций, которые якобы стягивали в Невинномысск своих сторонников со всего края, соседних регионов и Украины, что лишь отчасти было правдой.

Наблюдающаяся тенденция сводится к тому, что русские заявляют о безнаказанности представителей национальных диаспор при попустительстве органов правопорядка. Подобные случаи являются наиболее заметными информационными поводами и активно освещаются СМИ в таком свете. Социальное неравенство сопрягается в национальном сознании с неравенством этническим, что формирует идентичность «притесненных» в общественном сознании[4]. При этом зачастую причиной конфликтов может быть нечто иное, например, нерешенность земельного вопроса.

Причиной дестабилизации межэтнических отношений является и демографическая ситуация. В крае продолжается фиксироваться отток русского населения, особенно из сельских районов, где наблюдается проблема с занятостью и поиском работы. Одновременно с этим в ряде республик Северного Кавказа отмечается повышение рождаемости, что в условиях малоземелья приводит к усилению миграционных потоков в сторону Ставропольского края. Естественным следствием данных процессов является увеличение деловой активности диаспор, что приводит к недовольству среди русского населения. Известно, об активности чеченских предпринимателей в сфере торговли недвижимостью в Ставрополе, а также изменениях этнического баланса в пользу представителей северокавказских республик в Минеральных Водах. Наблюдаются разногласия и в сельской местности, например, в Терско-Кумской низменности, граничащей с Дагестаном и Чечней. При этом в СМИ межэтническая ситуация в восточных районах подается как крайне конфликтная, Ставрополье называется русским Косовом.

Произошедшие межэтнические конфликты между русскими и представителями национальных диаспор показали, что в крае так и не создано эффективной организации, отстаивающей права русского населения. Так, претендовавшее на эту роль Терское казачье войско из-за конфликтов внутри организации не воспринимается русским населением всерьез. Практически поголовный набор в Войско в 1990-х годах привел впоследствии в дезорганизации всего движения. В связи с этим казаки не играют в настоящий момент заметной роли в регулировании межэтнических отношений, большей частью преследуя свои бизнес-интересы. Показателен конфликт, возникший летом 2013 года между различными группами казачества, во время которого звучали требования передать в управление казакам «Кизлярский коньячный завод».

Схожая ситуация наблюдается и внутри русских национальных организаций. На территории края отсутствуют сколь-либо значимые объединения, отражающие интересы широких слоев русского населения и предпринимающие реальные действия. Поэтому на территории края проявляли большую активность украинские националисты из организации «Свободная Украина», а также представители этнополитического объединения «Русские» (ЭПО «Русские»). Раздавались лозунги о создании Ставропольской русской республики, о чем заявлял руководитель общественной организации «Русское единство Кавказа» С.Попов. Примечательно, что С.Попов отмечал необходимость того, чтобы губернатор Ставрополья был для населения таким же лидером, как и главы национальных республик, которые являются не просто управленцами. Подобный запрос существовал и во время прихода в край губернатором В,Владимирова. Уроженец Ставрополья, при этом проживший сознательную часть жизни вне региона, он не воспринимается местным населением как местный. Образ управленца, назначенного из центра, прочно сложился в общественном сознании.

Таким образов, в крае складывается ситуация, когда ни одна общественная организация не отражает чаяния русского населения. Одновременно не решает существующие проблемы и властная структура. При этом у населения существует серьезный запрос на решение межэтнических проблем и политиках, занимающихся отстаиванием интересов русского населения. Проблемы русского населения тесно связаны с экономическим положением в крае: нерешенный земельный вопрос, снижение темпов производства, что приводит к оттоку из края молодых активных людей.

Национальная идентичность русских в Ставропольском крае формируется и трансформируется под влиянием происходящих в крае экономических, демографических, социальных процессов, которые показывают существующие противоречия между русским населением и представителями других национальностей. При этом существующие проблемы зачастую преподносятся в СМИ в виде межэтнических, что не всегда является отражением действительности. Тем не менее, русское население действительно обладает на Ставрополье специфической идентичностью, что отличает его от русских в других регионах страны. Ощущение столкновения с людьми другой национальности, другого уклада и культуры приводит к преобладанию эскапистских настроений в русской среде, стремлению уехать из края либо иным образом ограничить контакты с представителями нетитульной национальности. Наблюдается также ощущение ненужности и отсутствии усилий федерального центра по улучшению положения русских в регионе и в федеральном округе.

В настоящий момент развитие национальной идентичности в Ставропольском крае является одной из важных задач. Ее решение позволит проводить эффективную политику и сделать управление регионом более результативным. Сохранение русской идентичности в крае и усиление ощущения общности с остальной Россией приведет к сохранению межнационального мира как в самом крае, так и на всем Северном Кавказе.

 

Литература

 

1.                  Гаджиев К.С. Национальная идентичность: концептуальный аспект // Вопросы философии http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=400&Itemid=52.

2.                  Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001.

3.                  Дробжиева Л.М. Социальное неравенство этнических групп. М, 2012

4.                  «О миграции населения в Ставропольский край» [Электронный ресурс]: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. – Режим доступа http://old.stavstat.ru/service/smi/migr_w_krai.htm - Загл. с экрана.

 

Поступила в редакцию 23.05.2014 г.



[1] Гаджиев К.С. Национальная идентичность: концептуальный аспект // Вопросы философии http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=400&Itemid=52.

[2] Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001. С. 256.

[3] «О миграции населения в Ставропольский край» [Электронный ресурс]: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. – Режим доступа http://old.stavstat.ru/service/smi/migr_w_krai.htm - Загл. с экрана.

[4] Социальное неравенство этнических групп / Отв. ред. Л. М. Дробижева. М., 2002. http://www.civisbook.ru/files/File/neravenstvo.pdf.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.