ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Методические основы исследования гендерных отличий жизненных притязаний будущих правоохранителей

 

Мовмыга Наталья Евгеньевна,

соискатель кафедры социологии и психологии факультета права и массовых коммуникаций Харьковского национального университета внутренних дел, Украина.

 

Статья посвящена описанию методического иснтрументария изучения гендерных отличий жизненных притязаний личности. Психологические методики подобраны на основе когнитивного, мотивационно-ценностного, операционно-регулятивного критериев эмпирического исследования.

Ключевые слова: критерий, показатель, жизненные притязания, гендерные отличия, будущие правоохранители.

 

Введение

 

Феномен жизненных притязаний сложен по своей структуре и многогранности взаимосвязей своих компонентов в динамике развития личности. В своих исследованиях мы определяем смысловое содержание жизненных притязаний как социально-психологический механизм самоосуществления и саморазвертывания личности, который позволяет активно моделировать желаемое будущее согласно с поставленными жизненными заданиями и социальными ожиданиями на основе самореализации, что обуславливает жизнестойкость субъекта деятельности и позволяет полноценно использовать свой жизненный ресурс. Проведенный анализ позволяет выделить ряд исследований, посвященных изучению сущности жизненных притязаний (К.А. Абульханова-Славская, Т.М. Березина, Л.А. Лепихова, И.В. Лебединская, Т.М. Титаренко), факторов их формирования и реализации (Л.М. Долгих, С.Я. Карпиловская, О.Я. Кляпец, Т.О. Ларина, С.Д. Максименко, В.О. Татенко, Т.М. Титаренко, К.О. Черемных), возрастных закономерностей становления жизненных притязаний (М.Й. Борышевский, Г.И. Везенкова, Л.М. Долгих, Л.Л. Колесник, Б.П. Лазоренко, Л.А. Лепихова, В.В. Посохова и др.)

Анализ последних показывает, что именно юношеский возраст является сенситивным периодом ценностно-профессионального самоопределения молодежи, которое, по нашему мнению, лежит в основе формирования жизненных притязаний. Они включают в себя представления о жизненных целях, ожидаемых профессиональных успехах и достижениях, задают вектор моделирования жизненного пути личности, который конкретизируется и в осваиваемой профессиональной деятельности. Тем не менее, несмотря на наличие прикладных исследований, необходимо подчеркнуть, что за пределами внимания исследователей остались закономерности становления жизненных притязаний будущих правоохранителей в контексте их гендерных отличий, что представляется нам важным моментом, учитывая постоянно растущее количество женщин на службе в правоохранительных органах.

Исходя из указанной проблемы, целью статьи является методическое обоснование эмпирического исследования гендерных отличий жизненных притязаний личности будущих правоохранителей.

 

Результаты исследования

 

Методическую основу эмпирического исследования гендерных отличий жизненных притязаний личности составляют теоретические и эмпирические наработки отечественных и зарубежных ученых. Эмпирическое исследование гендерных отличий жизненных притязаний личности целесообразно строить на основе раскрытия психологических механизмов самореализации и жизнеосуществления (К.А. Абульханова-Славская, Т.М. Березина, Л.А. Лепихова, Т.М. Титаренко, В.М. Ямницкий), образа будущего (О.П. Белинская, А.С. Волович, О.М. Дубовская, О.В. Посацкий), временной и жизненной перспективы (Е.И. Головаха, К. Левин, Л.В. Сохань) личностных стремлений (К.А. Абульханова-Славская, Т.М. Березина, Р. Еммонс, Р. Райан), ожиданий (Л.М. Долгих, С.Я. Карпиловская, О.Я. Кляпец, Т.О. Ларина, Т.М. Титаренко), целеполагания (Л.С. Выготский, А.М. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.М. Швалб и др.), поскольку в них содержательно отображены отдельные аспекты предмета исследования.

Важным аспектом при выборе адекватных методических процедур является их релевантность предмету исследования. В контексте предметной деятельности будущих правоохранителей на этапе их обучения целесообразно выделить те психические функции и свойства личности, которые обеспечивают ее реализацию и несут максимальную нагрузку во время освоения будущей профессиональной деятельности.

 В нашем исследовании при подборе психологических методик для диагностики мы опирались на положения о том, что жизненные притязания будущих правоохранителей лежат в основе процесса творческой реализации себя в жизни (жизненное самоосуществление) и будущей профессии (профессиональное самоосуществление) на основе обретаемого опыта, ценностных и смысловых компонентов его личности. Базируясь на субъектной активности, жизненные притязания детерминируют саморазвитие и самосоврешенствование будущего правоохранителя через осознание способности осуществлять значащие преобразования жизненного пути, в объекте деятельности, других людях и самом себе, обеспечивают воплощение личностного смысла, определение целей и постановку задач в контексте будущей правоохранительной деятельности. Соответственно, опираясь на ряд отечественных и зарубежных исследований, предполагаем о существовании гендерной асимметрии в жизненных притязаниях будущих правоохранителей. Так, юношам присуще стремление доминирования, достижение цели, высокой конкурентоспособности, профессиональной успешности, воплощенной в высоких должностях и материальных благах в будущем, планирование будущего детерминировано причинно-следственной моделью мира; их притязания стратегические – смелые, рискованные, непостоянные, могут быть как положительно, так и отрицательно окрашены в эмоциональном плане, ориентированы на скорый карьерный рост; для девушек характерны тактические – конкретные, простые, реалистичные и гибкие жизненные притязания и представления о будущем, они более устойчивы, терпеливы, целенаправленны, положительно эмоционально окрашены, ориентированы на максимальное удовлетворение профессиональных интересов и самореализацию в избранной профессии.

Исходя из таких позиций, эмпирическое исследование базировалось на критериальной модели, компонентами которой являются: когнитивный, мотивационно-ценностный и операционно-регулятивный. Смысловое поле критериев раскрывают их показатели, состоящие из комплексных характеристик жизненных притязаний с одной стороны, из дополняющих их гендерных – с другой, отображая социокультурный контекст первых.

Когнитивный критерий в качестве структурных компонентов – показателей исследования содержит: осознанное отношение к своему будущему – образ будущего, самостоятельное, стратегичное, инструментально-структурированное планирование жизненного сценария на основе собственной успешности и эмоциональной удовлетворенности, гендерную идентичность личности на основе сочетания личностных характеристик – фемининности, маскулинности и андрогинности. Определение эмпирических индикаторов показателей критерия производилось с помощью ряда методик. Методика «Оценка уровня жизненных притязаний» направлена на исследование уровня их дифференцированности, модифицированная Л.А. Лепиховой на базе методики «Направленность личности» Р. Еммонса [2, с. 197, 269, 415–416]. Методика может быть отнесена к проективным, благодаря чему предполагается возможность свободных прямых высказываний без внешних внушений и подсказок относительно индивидуальных притязаний, что позволяет с помощью контент-анализа определить степень дифференцированности притязаний. Методика «Линия жизни» Л.А. Лепиховой и Т.М.Титаренко [2, с. 269] дополняет описанную выше и позволяет сделать вывод о значимости притязаний и их планировании во времени. Опросник М. Куна «Кто Я» в модификации Л.Н. Ожиговой использовался нами для исследования гендерных стереотипов и выявления частотного распределения характеристик, тенденций в самоописаниях различных выборок [1, с. 189–191]. Опросник ориентации личности на гендерные роли С. Бем в модификации М.В. Бураковой [1, с. 181–184] использовался для определения уровня выраженности маскулинных и фемининных характеристик личности и степени конформности по отношению к гендерным нормам поведения.

Мотивационно-ценностный критерий содержит: мотивационную тенденцию достижения успеха (или избегания неудачи), иерархию ценностей и сфер самореализации (осознание смысла деятельности), личностные смыслы профессиональной деятельности (место профессионально значимых ценностей в иерархии ценностей и сфер жизни), наличие жизненных целей и уровень их осмысленности, эмоциональной насыщенности, планирование, моделирование на их основе профессионального пути и оценка его результатов. Для исследования указанных компонентов использовались следующие методики. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана [8] позволяет определить выраженность тенденции ориентации исследуемых групп на достижение успеха или избегание неудачи, которая согласно проведенному анализу исследований существенно отличается у юношей и девушек [3; 7]. Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной [9] использовался для определения мотивационно-ценностной структуры личности, состоящей из жизненных ценностей: познания и развития своих индивидуальных особенностей и личностных характеристик, руководство морально-нравственными принципами, реализация своих творческих возможностей, установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли, обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования, постановка и решение определенных жизненных задач, сохранение индивидуальности. Тест смысложизненных ориентаций СЖО Д.А. Леонтьева [5] является адаптирован­ной версией теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика. Методика позволяет определить нали­чие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, интерес и эмоциональную насыщенность жизни, результативность жизни – удовлетворенность самореа­лизацией, представление о себе – способности пост­роить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред­ставлениями о ее смысле, способность контро­лировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь.

Операционно-регулятивный критерий содержит: регуляционные свойства (эффективная самостоятельность – ответственность, самоконтроль, способность адекватно оценивать внешние и внутренние условия деятельности), надежность и гибкость, гендерно-ролевые стереотипы, соотнесенные с ними профессиональные и социальные роли. Исследование локализации контроля личности проводилось с помощью модифицированного опросника «ЛК» Е.Г. Ксенофонтовой – модификации методики «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера [4], что позволило определить убеждения личности относительно того, где находятся или локализуются силы, которые подвергаются влиянию, управлению и контролю того, что происходит в жизни – внутри себя (усилия, старание и способности) или зависит от внешних факторов (другие люди, судьба или случай). Результаты позволяют судить об общей осмысленности жизни. Анкета «Полоролевые стереотипы» составлена Л.М. Долгих на основе структуры полоролевого стереотипа, предложенной Т. Говорун и О. Кикинеджи [2]. Наличие в стимульном материале стереотипных утверждений об обеих полах дала возможность уточнить уровень стереотипности образов как своего, так и противоположного пола у испытуемых. Методика незавершенные предложения «Я – женщина/мужчина» по Л.М. Ожиговой [6] в модификации Л.М. Долгих позволила определить, как личность характеризует себя как соответствующую или не соответствующую гендерному стереотипу.

 

Выводы

 

Таким образом, подобранные психодиагностические методики отображают содержательные характеристики показателей эмпирического исследования, комплексно охватывая различные компоненты гендерных особенностей жизненных притязаний личности будущих правоохранителей – когнитивного, мотивационно-ценностного и операционно-регулятивного. По нашему мнению, использование указанного комплекса методик позволит наиболее полно раскрыть гендерные отличия жизненных притязаний будущих правоохранителей. Перспективой дальнейшего исследования является анализ и описание полученных результатов эмпирического исследования на основе описанной методической модели.

 

Литература

 

1.                  Воронцов Д. В. Гендерная психология общения / Д. В. Воронцов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. – 208 с.

2.                  Життєві домагання особистості: [монографія] / [Т. М Титаренко І. В. Лебединська, Н. В. Анікіна, О. Я. Кляпець та ін.]; за ред. Т. М. Титаренко. – К.: Педагогічна думка, 2007. – 456 с.

3.                  Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.

4.                  Ксенофонтова Е. Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «Уровень субъективного контроля» / Е. Г. Ксенофонтова // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20, № 2. – С. 103–114.

5.                  Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.

6.                  Ожигова Л. Н. Исследование гендерной идентичности и гендерных стереотипов личности // Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клёциной. – СПб.: Питер, 2003. С. 164–170.

7.                  Панок В. Г. Психологія життєвого шляху особистості: [монографія] / В. Г. Панок, Г. В. Рудь. – К.: Ніка-Центр, 2006. – 280 с.

8.                  Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.

9.                  Сопов В. Ф. Морфологический тест жизненных ценностей / В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина // Прикладная психология. – 2001. – № 4. – С.9–30.

 

Поступила в редакцию 25.02.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.