ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Роль личностных ценностей в осуществлении жизненных выборов будущими сотрудниками правоохранительных органов

 

Сербин-Жердецкая Инна Анатольевна,

аспирант Одесского национального университета им. И. И. Мечникова, Украина.

 

A role of senses of personality values is in realization of vital elections of future employees of law - enforcement of organs

 

I.A. Serbin-Zcherdecka,

Odesa national university of the name I.I.Mechnikov, Ukraine.

 

В статье представлены и проанализированы результаты исследования психологических особенностей и роли личностных ценностей в реализации жизненных стратегий и выборов курсантами – будущими сотрудниками правоохранительных органов. Показано, что у курсантов уровень активности личности зависит от удовлетворенности прошлым и нынешним временем, от наличия целей в будущем, также как и от степени рассогласования желательного и возможного

Keywords: course of life, vital strategy, vital functions, structure of personality.

 

Актуальность

 

Выбор всегда относился к одной из важнейших категорий психологии: как осуществляется индивидуальный выбор личности, чем он детерминируется, как в дальнейшем влияет на становление личности – все эти вопросы являются одновременно важнейшими и недостаточно проработанными в психологической науке. Особое значение приобретает проблема жизненного выбора в правоохранительной деятельности, где субъект постоянно должен дифференцировать факты и события его личной, профессиональной жизни и т.п. Исследования, касающиеся проблемы выбора является чрезвычайно значимыми еще и потому, что актуальным является не узконаправленный (экзистенциальный, профессиональный и др.) подход к выбору, а именно общепсихологический, который позволяет выделить и проанализировать наиболее значимые факты и закономерности осуществления жизненного выбора, детерминированные внутриличностными симптомокомплексами. Изучение жизненных выборов носит комплексный характер и предполагает соответствующее концептуальное обеспечение [1]. В научной литературе было показано, что жизненные выборы и ценности представлены в сознании человека не простым иерархическим списком, а образуют структуру, основанную на их смысловой взаимосвязи [6].

Цель: проанализировать результаты исследования психологических особенностей и роли личностных ценностей в реализации жизненных выборов курсантами – будущими сотрудниками правоохранительных органов.

 

Материалы и методы

 

В исследовании использовалась методика Е.Б.Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»; Тест-опросник Д.А.Леонтьева «Смысложизненные ориентации», методы математической статистики.

 

Результаты и их обсуждение

 

Осознанность жизни и суммарная рассогласованность ценностей являются независимыми и качественно разнородными параметрами ценностно-смысловой сферы личности, образовывающими в конфигурации друг с другом ее своеобразную качественно-специфическую характеристику, которая оказывается в особенной структуре психических состояний [7]. Смысл, который приобретает суммарное рассогласование важности и доступности ценностей, зависит от уровня общей осознанности жизни. При высоких оценках осознанности жизни рассогласования имеют побудительный, энергетизирующий смысл, проявляющийся в устойчивости и более позитивной модальности жизненных выборов, осуществляемых личностью.

Та же степень рассогласования при низкой оценке осознанности жизни проявляется в неустойчивом психическом состоянии, которое, однако, благоприятнее, чем состояние, характеризующееся максимальными показателями тревожности и фрустрации, связанными с высокой согласованностью ценностей при низком уровне осознанности жизни. Все это свидетельствует о том, что дистанция по отношению к ценности может добавлять ей дополнительный смысловой потенциал, но может переживаться и как внутренний конфликт, вызывая состояние фрустрации, может быть нейтральной и не приводить к появлению в контексте той или другой ценности дополнительных смыслов.

Исходя из этого, нами проводилось изучение общей рассогласованности важности и доступности жизненных сфер курсантов – будущих сотрудников правоохранительных органов через соотношение этого параметра со степенью общего осознания жизни. При этом качественно разные закономерности во взаимодействии параметров важности и доступности личностных ценностей являются механизмами порождения дополнительных, инвариантных относительно их содержания, смыслов, которые отображают степень реализованости и барьерности смысла ценности.

Как барьерными, так и свободно реализовывающимися могут быть как высокоранговые, так и низкоранговые ценности [7]. Н.Р.Салихова приводит способы расчета дополнительных индексов и описывает их психологическое содержание:

1.                  Реализованность – тенденция к согласованию меры важности ценности и ее реализованности. Индекс реализованности рассчитывается как позитивная статистически значимая корреляция параметров важности и доступности ценности.

2.                  Проблемность – тенденция к рассогласованию, поляризация параметров важности и доступности ценности. Индекс проблемности ценности рассчитывается как негативная корреляция между параметрами важности и доступности ценности.

3.                  Барьерность – тенденция к увеличению оценки важности ценности при увеличении разницы мер важности и доступности или уменьшения этой оценки при уменьшении дистанции между ними. Она может рассматриваться как проявление эффекта действия тенденции рассогласования. Индекс барьерности ценности рассчитывается как позитивная статистически значимая корреляция таких параметров как мера важности ценности и рассогласования важности и доступности ценности [7].

Нами были рассчитаны индексы проблемности, реализованности и барьерности в подвыборках курсантов – будущих сотрудников правоохранительных органов. Поскольку проблемность и реализованность являются содержательно и математически противоположными понятиями, они рассматривались нами как крайние полюса одного конструкта «Проблемность-реализованность».

Анализируя описательные статистики индексов реализованности-проблемности и барьерности в двух подвыборках (табл. 1) можно отметить, что преобладание реализованности над проблемностью отмечается как в группе курсантов 1 года обучения в ВУЗе, так и в группе курсантов 3 года обучения. То есть, исследуемые курсанты относительно собственных жизненных выборов являются такими, что больше реализовываются, чем проблемными. Следовательно, они в большей степени направлены на реальность и действия в зоне возможного, чем на противоречивые колебания между желательным и невозможным. Они более прагматичны, чем мечтательны, более рациональны, чем иррациональны.

 

Таблица 1.

Парные сравнения средних значений индексов реализованности-проблемности и барьерности курсантов-будущих сотрудников правоохранительных органов.

Показатель

Курс обучения

Критерий Фишера

1

3

F

p

Реализуемость-проблемность

M

0,201

0,440

15,800

0,000

Σ

0,429

0,431

M

0,038

0,047

Барьерность

M

0,613

0,518

9,680

0,002

Σ

0,207

0,236

M

0,018

0,026

 

Индекс барьерности также был несколько выше среднего значения (0,500) в обеих группах. Можно утверждать, что для курсантов как будущих сотрудников правоохранительных органов определенной побудительной силой владеет именно градиент изменения (реальной или мнимой) доступности той или иной жизненной сферы.

И, кроме того, реализуемость находит свое проявление у курсантов 1 года обучения больше, чем у курсантов 3 курса.

Наоборот, барьерность активнее обнаруживает себя среди курсантов 1 курса.

Поскольку нормальность распределения имеет в виду использование параметрических методов математической статистики, нами с помощью F -критерия Фишера проверялась статистическая значимость отличий в ценностных индексах между подвыборками. Результаты однофакторного дисперсионного анализа по F -критерию Фішера также представлены в таблице 2. Из данной таблицы видно, что различия между ценностными индексами являются статистически значимыми (p < 0,05).

Следовательно, в соответствии с полученными данными, можно утверждать, что курсанты 3 года обучения, в сравнении с 1-курсниками, активнее реализуют то, что реально можно реализовать в жизни, ценят то, что имеют, и снижают ценность недоступного. Они полнее используют собственные возможности, что связано с доведением их до столкновения с пределами возможного для себя в данный момент, однако у них меньше выражено стремление желать и ценить то, что выходит за пределы возможного.

В свою очередь, у курсантов 1 года обучения реализованное и доступное активнее обесценивается, а недоступное кажется ценнее и важнее. Выше нами уже отмечалось, что смысл, который приобретает суммарное рассогласование важности и доступности жизненных сфер, необходимо рассматривать в виде уровня общей осознанности жизни. Корреляционные взаимосвязи по Пирсону между ценностными индексами и показателями методики «Смысложизненные ориентации» Д.А.Леонтьева в группе курсантов приведены в таблице 2.

 

Таблица 2.

Корреляционные взаимосвязи между индексами ценностных ориентаций и показателями методики «Смысложизненные ориентации».

Показатели

Год обучения

1

3

Проблемность-реализованность

Барьерность

Проблемность-реализованность

Барьерность

Цели в жизни

0,154

-0,131

0,167

-0,135

Процесс жизни

0,251**

-0,232**

0,277*

-0,205

Результат жизни

0,125

-0,088

0,275*

-0,312**

Локус контроля – Я

0,046

-0,040

0,168

-0,140

Локус контроля – жизнь

0,183*

-0,110

0,221

-0,306*

Осмысленность жизни

0,154

-0,131

0,167

-0,135

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01

 

Следует отметить, что высокая степень рассогласования в обеих группах курсантов сопровождалась снижением различных аспектов осознанности жизни, переживаемой ими как внутренний конфликт. В данном случае рассогласование не имело побудительный, энергетизующий смысл, а модальность психических состояний, в которых оно оказывалось, имело скорее негативный, чем позитивный характер. На это указывают статистически значимые негативные корреляции между барьерностью и шкалой «Процесс жизни» в группе курсантов 1 года обучения, а также негативные корреляции между бар'єрністю и шкалами «Результат жизни» и «Локус контроля - жизнь» в группе студентов специальности «Физическое воспитание».

Согласованность меры важности ценности и ее реализованности, когда именно расхождение между ними создает вектор внешней или внутренней активности личности в направлении сокращения дистанции между ними, сопровождалась более развитыми смысложизненными ориентациями. Об этом свидетельствуют статистически значимые позитивные корреляции между конструктом «Проблемность-реализованность» и шкалами «Процесс жизни» и «Локус контроля – жизнь» в подвыборке курсантов 1 года обучения и «Процесс жизни» и «Результат жизни» в подвыборке курсантов 3 года обучения.

В каждой из групп курсантов восприятие актуальной жизненной сферы как доступной связано с высшим уровнем восприятия самого процесса своей жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом. При этом, у курсантов 1 года обучения проявляется связь с ощущением большего контроля над жизнью, а у курсантов 3 года обучения - связь с ощущением того, насколько производительна и осмысленна была прожита ее часть. С другой стороны, рассогласованность ценностных ориентаций приводит к снижению значений указанных смысложизненных параметров в каждой из групп. При этом обе группы, как было показано выше, демонстрируют приблизительно одинаковый уровень наполненности жизни смыслом, интернальности локуса контроля, однако статистически значимо отличаются по индексам барьерности и реализуемости.

Основными базовыми субъективными составляющими жизненных стратегий и выборов личности выступают ее ценностные и смысложизненные ориентации, при этом ценностные ориентации играют ведущую роль в формировании сложного социальнопсихологического феномена – смысложизненных ориентаций, которые как характеризуют направленность и содержание активности личности, так и определяют, в конечном итоге, общий подход человека к миру, к себе и к себе в мире [3]. Онтологический статус смысла жизни заключается в том, что он является верховным смысловым образованием личности, которая конституирует всю смысловую сферу сознания и задает вектор направленности личностной активности в биографическом масштабе. Следовательно, жизненные стратегии и выблры не могут быть «отзвуком» активности личности, напротив, они определяют разнообразные компоненты активности, в частности направленность личности, мотивы, потребности. Другими словами, они являются предикторами дальнейших актуальных мотивов, направленностей, потребностей личности и т.п.

Под предиктором в контексте нашего исследования мы понимаем не просто прогностический параметр, средство прогнозирования развития определенной психологической функции, а структурно организованную систему личностных характеристик, функцией которой является прогнозирование развития. Для установления того, какие из жизненных стратегий являются основой проявлений активности курсантов как будущих сотрудников правоохранительных органов, использовался множественный линейный регрессионный анализ, в который как независимые переменные были включены все показатели методики СЖО, а также индексы проблемности-реализованности и барьерности. В качестве критерия их включения выступал уровень статистической значимости соответствующего регрессионного коэффициента (p < 0,05). Приводились значения стандартизированных коэффициентов регрессии (β) и их статистическая значимость (p).

В таблице 3 представлены жизненные стратегии, выступающие предикторами личностной активности в группе курсантов 1 года обучения.

Следует отметить, что в данной подвыборке наблюдается широкий спектр личностной активности, детерминированной смысложизненными ориентациями и согласованностью жизненных ценностей.

 

Таблица 3.

Жизненные стратегии - предикторы личностной активности в группе курсантов 1 года обучения.

Критериальная переменная

Регрессионная модель

Предиктор

Параметры предиктора

Направленность на взаимодействие

Цели

β = 0,178; р= 0,047

Потребность в достижениях

Общий показатель ОЖ

β = 0,302; р= 0,001

Познавательный мотив

Цели

β = 0,220; р= 0,014

Состязательный мотив

Процесс

β = 0,345; р= 0,000

Локус контроля «Я»

β = - 0,192; р= 0,048

Мотив достижения успеха

Общий показатель ОЖ

β = 0,519; р= 0,000

Локус контроля «Я»

β = - 0,316; р= 0,007

Внутренний мотив потенциала

Процесс

β = 0,196; р= 0,028

Мотив определения результатов

Процесс

β = 0,402; р= 0,002

Локус контроля жизни

β = - 0,361; р= 0,006

Мотив инициации

Процесс

β = 0,291; р= 0,001

Мотив самооценки волевого усилия

Результат

β = 0,231; р= 0,009

Мотив самомобилизации

Процесс

β = 0,242; р= 0,007

Мотив личностного осмысления работы

Общий показатель ОЖ

β = 0,340; р= 0,000

Реализуемость

β = - 0,181; р= 0,039

Мотив личностного ожидания

Результат

β = 0,339; р= 0,000

 

Из таблицы 3 мы видим, что основными предикторами личностной активности курсантов 1 года обучения выступают такие разнообразные характеристики жизненных стратегий и выборов как направленность на взаимодействие, потребность в достижениях, познавательный мотив, мотив самомобилизации, личностного ожидания, инициации, самооценки волевого усилия, личностного осмысления работы и т.п.

При этом такие параметры, как «Цели», «Процесс», «Результат» обнаружили позитивное влияние на исследуемые компоненты личностной активности, а такие как «Локус контроля жизни», «Локус контроля «Я», «Реализуемость» - негативное. Следовательно, уровень активности личности зависит от удовлетворенности прошлым и нынешним временем, наличием целей в будущем, а также и от степени рассогласования желательного и возможного, от убежденности в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю, а сил контролировать события собственной жизни никогда не будет достаточно.

Аналогичная картина наблюдалась в подвыборке курсантов 3 года обучения (табл. 4). Однако у них отмечается более узкий спектр личностной активности, которая детерминируется смисложизненными ориентациями и согласованностью жизненных ценностей.

 

Таблица 4.

Жизненные стратегии - предиктори личностной активности в группе курсантов 3 года обучения.

Критериальная переменная

Регрессионная модель

Предиктор

Параметры модели

Потребность в достижениях

Цели

β = 0,280; р= 0,021

Внутренний мотив

потенциала

Цели

β = 0,392; р= 0,002

Локус контроля «Я»

β = - 0,251; р= 0,044

Мотив

самомобилизации

Процесс

β = 0,391; р= 0,008

Результат

β = - 0,372; р= 0,008

Цели

β = 0,304; р= 0,031

 

Основными критериальными переменными предикторов личностной активности в группе курсантов 3 года обучения выступают потребность в достижениях, внутренний мотив потенциала и мотив самомобилизации. Очевидно, недовольство прожитой частью жизнь сильнее побуждает к проявлению волевых усилий в тяжелых жизненных ситуациях.

 

Выводы

 

Таким образом, обнаружено, что у курсантов обеих групп уровень активности личности зависит от удовлетворенности прошлым и нынешним временем, от наличия целей в будущем, также как и от степени рассогласования желательного и возможного, от убежденности в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, а сил контролировать события собственной жизни никогда не будет достаточно.

В каждой из групп курсантов восприятие актуальной жизненной сферы как доступной связано с высшим уровнем восприятия процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. При этом, у курсантов 1 года обучения проявляется связь с ощущением большего контроля над жизнью, а у курсантов 3 года обучения - связь с ощущением того, насколько производительна и осмысленна была прожита ее часть. Рассогласованность ценностных ориентаций приводит к снижению значений указанных смысложизненных параметров в каждой из групп. При этом обе группы демонстрируют приблизительно одинаковый уровень наполненности жизни смыслом, интернальности локуса контроля, однако статистически значимо отличаются по индексам барьерности и реализуемости.

 

Литература

 

1.                  Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 334с.

2.                  Белинская Е.П. Временные аспекты Я и идентичности / Е.П.Белинская // Идентичность. – М.: Изд-во психолого-социального института, 2003. – С.6-20.

3.                  Богашов М.М. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных сферах / М.М.Богашов, М.И.Лукьянов // Психофизиологическая наука и образование. – М.: Наука, 1998. - №2. – С.10-14.

4.                  Бодалев А.А. Общая психодиагностика / А.А.Бодалев, В.В.Столин. – СПб: Речь, 2003. – С.346-403.

5.                  Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А.Климов. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 223с.

6.                  Кон И.С. В поисках себя / И.С.Кон. – М.: Педагогика, 1984. – 336с.

7.                  Салихова Н.Р. Ценностно-смысловая регуляция жихнедеятельности субъекта / Салихова Н.Р. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук: 19.00.01.: общая психология, психология личности, история психологии. – Казань, 2011. – 50 с.

 

Поступила в редакцию 16.06.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.