ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Некоторые проблемы становления информационного права в Украине

 

Коваленко Лариса Павловна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и административной деятельности Национального юридического университета

им. Ярослава Мудрого.

 

Рассматривается сущность информационного права как правовой отрасли, анализируются все группы информационно-правовых отношений, составляющих предмет информационного права, что упростит их выбор на практике, позволит правильно применять нормативно-правовые акты информационного права.

Ключевые слова: информационное право, предмет информационного права, информационно-правовые отношения, информационно-правовая норма.

 

Essence of informative right is examined as to legal industry, all groups of informatively-legal relations making the article of informative right are analysed, that will simplify their choice in practice, will allow correctly to apply the normatively-legal acts of informative right.

Keywords: informative right, article of informative right, informatively-legal relations, informatively-legal norm.

 

Приступая к изложению материала данной публикации, определимся прежде всего относительно толкования понятия «информационное право».

М. С. Демкова оперирует термином «информационное право», хотя и не наводит его интерпретации. При этом отношения по созданию массовой информации она относит к составу информационных [6, с. 9].

На наш взгляд, информационное право – это система социальных норм и общественных отношений, охраняемых государством, возникающих в информационной сфере – сфере создания, преобразования и использования информации. Основным предметом правового регулирования информационного права выступают информационные отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов – создания, сбора, обработки, хранения, поиска, передачи распространения и использования данных.

О. А. Баранов рассматривает информационное право как отраслевую юридическую науку: «Информационное право – это отраслевая юридическая наука, изучающая совокупность норм права, регулирующих информационные отношения в обществе, которые относятся к информационной деятельности в целом» [1, с. 25]. К сожалению, в последующих размышлениях ученого не наводится дефиниции понятий «информационные отношения» и «информационная деятельность», что не дает возможности установить его мнение автора о сущности рассматриваемой правовой категории.

И. Л. Бачило трактует данное понятие следующим образом: «Информационное право – совокупность доктринальных положений юридической науки, правовых норм, образовывающих самостоятельный массив национального права, норм международного законодательства, а также состояние правового сознания субъектов права в сфере информационной деятельности и отношений, связанных с информационными ресурсами, функционированием информационных систем и сетей в условиях применения современных информационных технологий, направленных на обеспечение безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества в целом, обеспечение адекватной реакции юридической системы на нарушения установленных законодательством правил в сфере информации и информатизации» [2, с. 101].

С нашей точки зрения многие правоведы рассматривают информационное право в узком его понимании, не раскрывая информационной сферы в целом, в совокупности, а останавливаются на ее составляющих (или отдельных институтах информационного права), которые ее обеспечивают, например, на информатике, компьютерах, их системах, средствах связи и телекоммуникации, причем нередко вообще без всякой связи с информационной сферой.

Предмет правового регулирования информационного права рассматривается ими не только как общественные отношения, регулирующие вышеперечисленные объекты, а как вся их совокупность в информационной сфере, охватывающих весь цикл обращения информации – ее создание, преобразование, передача и распространение, в том числе и средствами связи и телекоммуникаций, использование информации и, замыкая цикл, снова ее создание. При этом информационная сфера будет представлять начало, в рамках которого возникает и реализуется совокупность общественных отношений, названных информационными.

Одна группа правоведов рассматривает информационное право в широком его понимании как науку, изучающую информационную сущность права вообще. Основоположником такого подхода среди русских ученых можно считать А. Б. Венгерова [3. с. 97], который вводит в оборот конструкцию «информационная концепция права», т.е. учение об информационной сущности права.

По нашему мнению, взгляды и первой, и второй группы ученых верны, однако они суживают поле информационного права. Считаем, что раскрывать информационное право следует в широком понимании – и как правовую отрасль, и как науку, изучающую информационную сущность права.

По нашему убеждению, основными критериями, выступающими фундаментом для формирования этой новой отрасли – информационное права – являются следующие: наличие реальных общественных отношений информационного направления, нуждающихся в правовом регулировании, т.е. в юридической защите интересов субъектов этихх отношений; накопление определенного комплексного и относительно обособленного в системе законодательства массива нормативно-правовых актов, регламентирующих информационные отношения; единство объекта правового влияния – права на информацию; формирование в сфере информационного законодательства отдельных групп норм – институтов и подотраслей, регулирующих несколько обособленные общественные отношения в пределах информационного права.

Под предметом понимается то, что упорядочивает право, т.е. определенные виды общественных отношений, которые являются сложной, многоаспектной категорией. Система предмета правового регулирования охватывает следующие элементы: а) субъекты – индивидуальные и коллективные; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты, предметы и явления окружающего мира, по поводу которых люди вступают в отношения друг с другом и которыми интересуются; г) социальные факты, события, обстоятельства, выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства действия (влияния) права на общественные отношения. От методов в значительной степени зависит эффективность правового регулирования, достижение поставленных при этом целей.

Предмет является главным, материальным критерием разделения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, обусловленное самим характером общественных отношений, и не зависит от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, поскольку он является производным от предмета. Именно предмет диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда она выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, в значительной степени зависящий от воли законодателя. Но оба они играют важную роль в построении системы права и тесно взаимодействуют.

На границе информатики и права, по нашему мнению, и возникло такое социальное явление, как информационное право. Эта юридическая категория может рассматриваться в 2-х аспектах – как сфера общественных отношений и как институция в юридической науке [5, с. 17]. Как сфера общественных отношений, информационное право может рассматриваться тоже в 2-х аспектах – объективном и субъективном. В объективном смысле это урегулированный нормативными актами комплекс общественных отношений, объектом которых является информация [7, с. 63]. В субъективном смысле это комплекс прав и обязанностей субъектов общественных отношений относительно информации. Как институция в юридической науке, информационное право является автономным в правовой науке. Исследует она проблемы общественных отношений, объектом которых является информация.

Конвенция Совета Европы о защите прав и основных свобод человека, принятая в Риме 4 ноября 1950 г., и Окинавская Хартия Глобального информационного общества они развивают положения, закрепляющие информационные права и свободы [8, с. 2; 9, с. 7].

Сегодня состояние украинского информационного общества нуждается в динамическом развитии правовой системы, выявлении соответствующих доктринальных положений и комплексной организации правового обеспечения информационной сферы. В юриспруденции неоднократно делались попытки переосмысления закономерностей информационных систем. Однако самостоятельность новой научной сферы отдельные представители правовой доктрины понимают как абсолютную обособленность. Это повлекло к проявлению критических позиций относительно отраслевого несовершенства новой отрасли, к примеру, к возражению о самостоятельном предмете и методе правового регулирования. В связи с этим возникают первые сугубо научные вопросы, касающиеся информационного права: а) что является самостоятельной отраслевой информационной принадлежностью юридических знаний, б) в чем проявляется их обособленность, в) какое место занимает информационное право в системе правовых знаний и др. Вместе с тем поле сферы правового обеспечения все все размеряется. В Украине (как и во всем мире) проблемам информации и информационных отношений уделяют внимание специалисты различных отраслей права, а ударные темпы развития информационных технологий и информационных сетей оказали позитивные содействие появлению новых направлений исследований в этой области.

 

Литература

 

1. Баранов О. А. Інформаційне право України: стан, проблеми, перспективи: підруч / О. А. Баранов. – К.: Софт Прес, 2005. – 316 с.

2. Бачило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации / И. Л. Бачило // Гос-во. и право. – 2001. – № 2. – С. 14. 3. Венгеров А. Б. Право и информационное обеспечение АСУ / А. Б. Венгеров // Сов. Гос-во и право. – 1972. – № 8. – С. 121.

4. Всеобщая Декларация прав человека: прин. 10.12.1948 г. ГАООН // Права и свободы личности: библ. „Рос. газ.” совместно с библ. журн. «Соц. защита»; – М., 1995. – Т. 11. – С. 10–17.

5. Вступ до інформаційної культури та інформаційного права: кол. моногр. / за ред. М. Я. Швеця, Р. А. Калюжного. – Ужгород: ІВА, 2003. – 240 с. 6. Демкова М. С. Електронне урядування – шлях до ефективності та прозорості державного управління / М. С. Демкова // Інформаційне суспільство. Шлях України // [Бібл. інформ. суспільства]. – К.: Відродження та ПРООН, 2004. – С. 135–142.

7. Згуровський М. З. Розвиток інформаційного суспільства в Україні: правове регулювання у сфері інформаційних відносин : кол. Моногр./ М. З. Згуровський, М. К. Родіонов, І. Б. Жиляєв. – К.: НТУУ «КПІ», 2006. – 542 с.

8. Конвенція про захист прав людини та основних свобод (Рим, 4.11.1950) // Голос України. – 2001. – № 3 (2503), – С. 6–8.

9. Окінавська хартія Глобального інформаційного суспільства // Дипломат. вісн. – 2000. – № 8. – С. 51–56.

 

Поступила в редакцию 27.01.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.