Сравнительно-правовая характеристика законодательного регулирования договора лизинга в РФ и зарубежных странах
Кацашвили Алина Александровна,
магистрант Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова.
В настоящее время лизинг уверенно занял прочные позиции в мировой экономике, однако уровень его развития в каждом государстве различен. Это зависит и от состояния экономики страны в целом и от заинтересованности самого государства в стимулировании лизинга, которое, в частности, может осуществляться путем четкого правового регулирования лизинговых отношений.
Следует отметить, что законодательное закрепление лизинга происходило в различных странах по-разному. Это определялось и национальными особенностями развития лизинговых отношений, и правовой системой государства, и степенью влияния международных норм на внутреннее законодательство, и многими другими обстоятельствами. Вначале появившиеся лизинговые отношения регулировались в основном по аналогии правовыми нормами институтов аренды, кредита, купли-продажи и др., и лишь впоследствии получили отдельное законодательное закрепление: в одних станах - на уровне гражданского и (или) коммерческого права, в других - преимущественно на уровне налогового и административного. Часто необходимость официальной юридической квалификации договора лизинга была вызвана необоснованным использованием субъектами хозяйствования налоговых преференций, предусмотренных для договора лизинга, при заключении ими похожих на него сделок. В ряде стран лизинговые отношения отдельно не урегулированы на законодательном уровне (Венгрия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Великобритания), в некоторых, напротив, есть специальные нормативно-правовые акты о лизинге (Франция, Бельгия, Греция, Португалия, Турция)[1].
Кроме того, в некоторых зарубежных странах правовое регулирование договора лизинга осуществляется путем включения соответствующих норм в кодифицированные нормативные акты (например, Единообразный торговый кодекс США 1952 г., Гражданский кодекс Квебека). Так, в соответствии с положениями ст. 2А-103 Единообразного торгового кодекса США, лизинг трактуется как «финансовая аренда», что означает аренду, при которой арендодатель не выбирает, производит или поставляет имущество, а приобретает имущество или право владения и пользования имуществом в связи с договором аренды[2].
Чтобы попадать под определение лизинга, сделка должна соответствовать ряду критериев:
1) лизингодатель не должен выбирать, производить и поставлять объект, который он сдает в аренду;
2) лизингодатель должен купить объект в связи с договором аренды;
3) лизингополучатель должен быть уведомлен об условиях договора купли-продажи, а также содержащихся в нем гарантиях; уведомление может иметь четыре различные формы:
Межкомнатные двери ЭКОшпон - дешевые двери Челябинск. masterdveri74.ru
- лизингополучатель получает копию договора купли-продажи перед тем, как подписать договор аренды;
- согласие лизингополучателя на условия договора купли-продажи включено в договор аренды как условие его действительности;
- перед тем как подписать договор аренды, лизингополучатель получает подробный и полный отчет, содержащий описание гарантий и условий ответственности лизингодателя по договору купли-продажи;
- перед подписанием договора лизингополучателем он должен быть проинформирован о лице, с которым был заключен договор купли-продажи (если лизингополучатель его не выбирал), а также о том, что договор со списком гарантий и условий ответственности он может затребовать у поставщика напрямую[3].
Таким образом, в случае финансового лизинга лизингополучатель должен получить те же гарантии и условия привлечения продавца к ответственности, которые имел лизингодатель по договору купли-продажи. При этом лизингополучатель может напрямую обратиться к продавцу с требованиями об их соблюдении.
Лизингополучатель не может прекратить выплачивать платежи после того, как он принял объект лизинга от поставщика, даже если объект погибнет, т.е. риск случайной гибели лежит на нем с момента поставки. Однако есть три альтернативных условия, ссылаясь на которые лизингополучатель может быть освобожден от обязанности производить выплаты: 1) отсутствие добросовестности со стороны лизингодателя; 2) отказ лизингополучателя подписать акт приема-передачи; 3) нарушение гарантий, данных лизингодателем лизингополучателю.
Финансовый лизинг в Турции регулируется Законом 1985 г. «О финансовом лизинге». Он применим к внутренним и внешнеторговым лизинговым операциям. Последние должны быть зарегистрированы в Министерстве финансов и внешней торговли Турции и должны иметь годовую сумму платежей не менее 25000 долл. США[4].
Законом установлены ряд ограничений для лизинговых компаний: ими могут быть только открытые акционерные общества, и никакая другая деятельность, кроме лизинговых операций, им не разрешена. Также лизинговая компания должна получать специальную лицензию от Министерства юстиции Турции. Договор лизинга должен быть заверен нотариально. Предмет лизинга – любой, кроме прав из интеллектуальной собственности. Договоры на объекты, подлежащие регистрации, также должны регистрироваться.
Во французском праве отношения лизинга регулируются главой Валютно-финансового кодекса. Лизинг определяется как сделка, в процессе которой оборудование, поставленное для ее целей, сдается покупателем участнику рынка с правом выкупа. К договору в основном применимы правила о договоре аренды.
Во Франции на уровне судебной практики сложилось правило, согласно которому, чтобы наделить арендатора правами покупателя (из договора купли-продажи между поставщиком и арендодателем), необходимо одновременное выполнение двух условий, которые включаются как в договор лизинга, так и в договор купли-продажи: это условие об отказе арендодателя от ответственности и передача им права на иск арендатору (так называемое право добиваться справедливости)[5].
В немецком праве договор финансового лизинга признается атипичным договором аренды. Он имеет следующие признаки: лизингополучатель выбирает предмет лизинга и несет амортизационные издержки, включающиеся в арендные платежи. Лизингополучатель не имеет прав требования против лизингодателя по поводу качества предмета лизинга, но должен напрямую обращаться с претензиями к поставщику. Это право не означает, что договор лизинга становится трехсторонним или что между поставщиком и лизингополучателем возникают отношения из договора, но чтобы лизингополучатель смог напрямую обратиться с претензиями к поставщику, между ним и лизингодателем должна быть совершена сделка уступки права. Передача прав требования является составной частью договора лизинга[6].
В Греции есть специальный Закон «О договорах финансового лизинга», регулирующий некоторые аспекты договоров лизинга, заключаемых между специализированными лизинговыми компаниями и профессиональными лизингополучателями. Договор лизинга характеризуется тем, что предмет лизинга выбирается лизингополучателем, он же несет расходы по текущему ремонту, риск случайной гибели предмета лизинга; лизингодатель не несет ответственности за качество предмета лизинга и передает лизингополучателю свои права требования к поставщику относительно качества предмета лизинга; по истечении договора лизинга лизингополучатель имеет право выкупить предмет лизинга или продлить договор на определенный срок.
В соответствии с английским правом договоры финансового лизинга по своей сути приравниваются к долгосрочным финансовым договорам. Договор лизинга здесь никогда не может перерасти в договор купли-продажи, в него никогда не включается опцион на покупку, чтобы сохранить различие между договором лизинга и договором аренды-продажи. Договор лизинга в Англии квалифицируется нередко как специфическая аренда (именно специфическая), поскольку в Англии договор лизинга не относят к разновидности договора обычной аренды[7].
По договору финансового лизинга лизингополучатель выбирает оборудование, которое должно быть предоставлено поставщиком, в то время как лизингодатель предоставляет средства, приобретает оборудование и позволяет лизингополучателю пользоваться им на протяжении всего (или большей части) срока, в течение которого из предмета лизинга можно извлечь полезные свойства. Риск случайной гибели и содержания имущества несет лизингополучатель. В договоре лизинга существует два основных периода: начальный и вторичный. Во время первичного периода лизингополучатель выплачивает не только арендные платежи, но и амортизационные, выкупные, а также компенсационные. Во время вторичного периода лизингополучатель может или продолжить выплачивать арендные платежи по номинальной цене, или инициировать продажу лизингодателем объекта аренды и получить возмещение, соразмерное выплаченным арендным платежам.
В ряде стран договор лизинга является непоименованным. Такая квалификация присуща Норвегии, Словакии, Швейцарии, Чехии.
Огромные преимущества лизинга в странах с рыночной экономикой привели к его бурному развитию, в том числе в сфере международного сотрудничества. Имеющиеся различия в правовом регулировании договора лизинга породили идею о необходимости унификации правил о международном лизинге и привели к разработке в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) Конвенции о международном финансовом лизинге, подписанной в Оттаве 28 мая 1988 г.[8]
При подготовке конвенции был обобщен опыт национального законодательства многих стран в области регламентирования лизинговых операций и выработаны единые правила регулирования финансовых расчетов, относящихся к международному лизингу.
Целью этого документа было придать стабильность расширяющемуся мировому рынку лизинга. Подготовленная при широком участии государств с неодинаковым уровнем развития и различными правовыми системами, Конвенция в целом содержит четкие положения, касающиеся самого понятия лизинга, характерных признаков данного договора, что наиболее ценно.
Конвенция о международном финансовом лизинге представляет огромный интерес не только как акт международного частного права, содержащий ряд традиционных коллизионных норм, позволяющих определить применимое право к взаимоотношениям сторон по международному лизингу. Она содержит четкие положения, касающиеся самого понятия лизинга, характерных признаков данного договора, что наиболее ценно, поскольку сама Конвенция - плод согласования различных подходов, имеющихся в законодательстве разных государств.
Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» ратифицирована двадцатью государствами, включая Россию[9]. Она применяется к международным лизинговым договорам, в которых (a) лизингополучатель контролирует приобретение предмета лизинга лизингодателем, (b) предмет лизинга приобретается лизингодателем в связи с договором лизинга и известен лизингодателю, (c) цена аренды высчитывается таким образом, чтобы включать всю или существенную часть цены предмета лизинга (п. 2 ст. 1 Конвенции).
В Конвенции установлены общие нормы регулирования международных лизинговых операций, которые в зависимости от конкретных условий могут уточняться участниками сделки по их усмотрению. Основной особенностью концепции, положенной в основу данного соглашения, является принятие во внимание экономически и юридически тесно связанных между собой трехсторонних отношений изготовителя оборудования, арендодателя этого имущества и его арендатора, причем существенным образом учитываются интересы последнего.
Литература
1. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28.05.1988) // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 32. Ст. 4040.
2. Федеральный закон от 08.02.1998 № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» // Собрание законодательства РФ. - 1998. – № 7. Ст. 787.
3. Единообразный торговый кодекс США. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.
4. Ануфриева Л.П. Международное частное право. В 3-х т. Т. 2: Особенная часть. - М.: БЕК, 2000.
5. Арсентьева Е.В. Договор лизинга в современном гражданском праве России и зарубежных стран: дис. … канд. юрид. наук. - Казань, 2003.
6. Беляева И. А. Гражданско-правовое регулирование финансовой аренды (лизинга) в предпринимательской деятельности: дис. ... к.ю.н. - М., 2005.
7. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая: договоры о передаче имущества. - М.: Статут, 2002.
8. Егоров А.В. Лизинг: аренда или финансирование? // Вестник ВАС РФ. - 2012. - № 3.
9. Иванов Д.А. Международные источники правового регулирования лизинговых отношений // Образование. Наука. Научные кадры. - 2012. - № 6. С. 10-13.
10. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - М.: Наука, 2002.
11. Решетник И. А. Гражданско-правовое регулирование лизинга в Российской Федерации: дисс. … к.ю.н. - Пермь, 1998.
12. Сахарова И. В. Правоотношения, возникающие из договоров лизинга и купли-продажи объекта лизинга : дис. … к.ю.н. - Ростов-на-Дону,2010.
13. Философова Т.Г. Лизинговый бизнес. – М.: Юнити-Дана, 2012.
14. Чуйко В.И. Лизинг в законодательстве зарубежных стран // Закон и право. - 2010. - №6.
Поступила в редакцию 16.05.2014 г.
[1] Чуйко В.И. Лизинг в законодательстве зарубежных стран // Закон и право. - 2010. - №6. С. 51.
[2] Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - М.: Наука, 2002. С. 45.
[3] Единообразный торговый кодекс США. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. С. 23.
[4] Философова Т.Г. Лизинговый бизнес. – М.: Юнити-Дана, 2012. С. 96.
[5] Ануфриева Л.П. Международное частное право. В 3-х т. Т. 2: Особенная часть. - М.: БЕК, 2000. С. 298.
[6] Егоров А.В. Лизинг: аренда или финансирование? // Вестник ВАС РФ. - 2012. - № 3. С. 39.
[7] Иванов Д.А. Международные источники правового регулирования лизинговых отношений // Образование. Наука. Научные кадры. - 2012. - № 6. С. 11.
[8] Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28.05.1988) // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 32. Ст. 4040.
[9] Федеральный закон от 08.02.1998 № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» // Собрание законодательства РФ. - 1998. – № 7. Ст. 787.