ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

История развития наследственных прав ребенка и вопроса возникновения дееспособности у ребенка в Российской Федерации

 

Анашкин Вячеслав Игоревич,
аспирант кафедры гражданского права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

 

На протяжении истории развития человечества отношение общества к ребенку претерпевало значительные изменения: от первобытного отношения, «как к детенышу», до признания полноправным членом общества и даже положительной дискриминации. Интересен тот факт, что признание прав ребенка в качестве самостоятельных произошло сравнительно недавно, в середине ХХ века, притом, что дети составляют более четверти всего населения Российской Федерации и являются одним из самых незащищенных групп.

На данный момент в России около 140 нормативно-правовых актов различного уровня и юридической силы так или иначе затрагивают права ребенка, а защита и обеспечение прав и законных интересов ребенка является одной из приоритетных задач государства. Как любому другому цивилизованному государству, России присуща традиционная озабоченность проблемой рождения и воспитания новых поколений ее граждан, здоровых нравственно и физически. Сегодня дети являются самостоятельными субъектами права, что соответствует нормам Конвенции ООН по правам ребенка и принятым Российской Федерации в ее рамках обязательствам.

Анализ истории развития прав ребенка позволяет утверждать, что в период социальных потрясений больше всех страдают именно дети, в том числе и в правовой сфере, становясь почти бесправными. Исключение не стала и Россия. Сейчас государством предпринимается ряд мер по укреплению их правового положения и защите, как физической, так и нравственной. Нарушение прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. Права ребенка нарушаются не только действием, но и непозволительным бездействием государственных органов. Когда ребенку или семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации обратиться за помощью некуда. Перечень существующих проблем и историю попыток их решения достоин отдельной научной работы, но нам бы хотелось остановиться на вопросах развития наследственных прав и вопроса момента возникновения дееспособности ребенка.

Первые упоминания о наследственных правах детей содержатся в Русской Правде. Она регулировала имущественные отношения касательно наследственного права, отношения между родителями (лицами, их заменяющими) и детьми. Изучив первый писаный свод законов Киевской Руси, можно установить степень участия детей в наследовании имущества. Русская Правда уже различала наследование по закону и завещанию. Точный возраст наследников-детей в законодательстве не содержится. Так же не было указаний и на возможность наследования родственниками по восходящей линии (родителями после детей), а также боковых родственников (братьев, сестер). Иные, в большей степени исторические, чем правовые, источники дают основание предполагать, что первое исключалось, а второе допускалось изредка.

Правилами Русской Правды решался вопрос о праве наследования только между законнорожденными детьми. Над малолетними детьми и их имуществом устанавливалась опека.

В эпоху феодальной раздробленности наследование детьми по завещанию исключалось, дети признавались наследниками только по закону. Но при этом сын мог быть лишен наследства в случае, если он отказывался содержать своих родителей. А для защиты интересов малолетних правовые акты допускали судебное представительство.

Соборное Уложение 1649 года уже вводит в оборот понятие «незаконнорожденный» ребенок: лица этой категории не могли усыновляться, а, следовательно, и принимать участие в наследовании недвижимого имущества. Родовые вотчины наследовали сыновья, при отсутствии сыновей – дочери. Поместье переходило по наследству к сыновьям, каждый из которых получал из него «по окладу»[1]. Определенные доли выделялись «на прожиток» вдовам и дочерям. Дочери могли передавать поместья своим женихам при условии несения последними государевой службы.

В эпоху становления абсолютной монархии наряду со всеми областями жизни претерпело изменения и наследственное право, что нашло отражение в реализации прав дворянских детей. Указом Петра I от 23 марта 1714 года «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» царь узаконил право на недвижимое имущество только одного из дворянских детей. В документе запрещалось дробление дворянского имения при передаче по наследству. Обосновывая целесообразность передачи недвижимого имущества одному сыну (по завещанию или старшинству), а прочим детям только движимого, царь рассчитывал на исправность поступления государственных доходов от взимания подати с неделимой недвижимости, а также заставить детей дворян не прозябать в праздности, а быть вынужденными искать хлеба своего «службою, учением, торгами и прочим»[2].

К первой половине XIX века произошло расширение завещательной свободы. Завещать можно было кому угодно и что угодно из имущества (или даже все имущество целиком). Однако признавались недействительными завещания, сделанные несовершеннолетними, не достигшими 21 года. Нормами Свода законов гражданских в порядке наследования по закону призывались все кровные родственники. Ближайшими наследниками были нисходящие родственники (дети, внуки, правнуки).

В 20-х годах XX века наследниками по закону и по завещанию являлись прямые нисходящие родственники – дети, внуки и правнуки. Самостоятельно распорядиться своим имуществом на случай смерти могло лицо полностью дееспособное, то есть достигшее 18 лет. Гражданским кодексом 1922 года предусматривалось право несовершеннолетних, достигших 14 лет, совершать сделки с согласия своих законных представителей (родителей или опекунов).

Нормы Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусматривали и имущественные права несовершеннолетних. Они рассматривались в контексте прав и обязанностей родителей и детей, детей и лиц, заменяющих родителей. Дееспособность в полном объеме возникала по достижении 18 лет. По советскому гражданскому праву недееспособными считались, прежде всего, лица, которые не достигли 15 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет относились к категории частично дееспособных.

Предусмотренное Гражданским кодексом 1964 года завещание рассматривалось как нечто экстраординарное и составлялось очень небольшим количеством граждан[3], поэтому имущество в подавляющем большинстве случаев наследовалось по закону. Дети входили в первую очередь наследников, внуки наследовали по праву представления.

Следующим этапом развития гражданских прав ребенка стало принятие в 1996 году первой части Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно главе третьей Гражданского кодекса РФ несовершеннолетний проходит четыре стадии на пути к приобретению общей дееспособности (в 18 лет): полная недееспособность, дееспособность малолетнего в возрасте от шести до четырнадцати лет, дееспособность несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и момент возникновения полной дееспособности. Помимо этого, несовершеннолетние приобретают гражданскую дееспособность путем эмансипации или при вступлении в брак.[4]

Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает всю полноту наследственных прав ребенка. А для защиты их вводит обязательное присутствие в месте оформления наследства представителей органов опеки и попечительства, без их согласия оформление наследства невозможно. Ведь именно дети в силу своего возраста не могут в полной мере защитить себя самостоятельно. Гражданский кодекс защищает права не только рожденных детей, но и зачатых, но на момент открытия наследства еще не рожденных. В статье 1166 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретно сказано, что раздел наследства в такой ситуации возможен только после рождения ребенка. Ребенок, который еще не родился, не является субъектом права, однако если он зачат, то подразумевается его скорое рождение, а соответственно и возникающие отсюда правоотношения[5].

Таким образом, данная статья наглядно демонстрирует динамику развития такого существенного аспекта жизни современного общества как защита прав и законных интересов несовершеннолетнего в контексте наследственных прав и приобретения дееспособности, а также тенденции его развития и существующие проблемы, требующие безотлагательного разрешения.

 

Литература

 

1.                  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. 11.02.2013).

2.                  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 05.06.2012, с изм. от 02.10.2012).

3.                  Ю. П. Титов Хрестоматия по истории государства и права России.— М.: «ПРОСПЕКТ», 1997. С 274.

4.                  Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка. – ИГПАН, 2002. С. 45.

 

Поступила в редакцию 27.05.2014 г.



[1] См.: Ю. П. Титов Хрестоматия по истории государства и права России.— М.: «ПРОСПЕКТ», 1997. С 274 .

[2] Там же: С. 276.

[3] См.: Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка. – ИГПАН, 2002. С. 45.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. 11.02.2013).

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 05.06.2012, с изм. от 02.10.2012).

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.