Проблемные аспекты поисковой деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел Украины
Стащак Николай Владимирович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности,
Ганжа Александр Александрович,
соискатель кафедры оперативно-розыскной деятельности.
Харьковский национальный университет внутренних дел МВД Украины.
Сегодня оперативные подразделения органов внутренних дел (далее – ОВД) столкнулись с абсолютно новой идеологией преступного мира, когда формы противодействия преступлениям, которые совершаются, требуют не просто качественной техники и высокого уровня знаний, а коренного переосмысления самой идеологии оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД). В условиях современности разработка и применение инновационных методов, алгоритмов и технологий ОРД является одним из стратегических направлений усовершенствования оперативно-розыскной практики [1, с. 129], в частности относительно поисковой деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел Украины.
Практика показывает, что в ходе осуществления ОРД возникает потребность в сведениях того или иного характера. Именно характер требуемой информации обуславливает средства и методы ее обнаружения, в зависимости от которых находятся оперативно-тактические приемы.
Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» не содержит перечня используемых субъектами ОРД оперативно-розыскных мероприятий. Приведена лишь их частичная классификация: – указан особый порядок проведения наиболее интрузивных (т.е. связанных с вторжением в частную жизнь граждан) мероприятий, к каковым относятся:
1) проникновение и обследование публично недоступных мест, жилья или другого владения лица;
2) наблюдение за лицом, вещью или местом, а также аудио-, видеоконтроль места;
3) аудио-, видеоконтроль лица, снятия информации из транспортных телекоммуникационных сетей, электронных информационных сетей;
4) арест на корреспонденцию, ее осмотр и выемка [2].
На наш взгляд, недостаток действующей редакции Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» именно в том и состоит, что отсутствует четко обозначенный перечень оперативно-розыскных мероприятий. В статье 8 названного Закона перечислены права подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, часть из которых (п.п. 1-11) составляют суть оперативно-розыскных мероприятий. В числе правомочий (п.п. 12-18) перечислены средства и способы реализации всех остальных прав. Данное построение, на наш взгляд, не соответствует отсылочной части статьи 8 Закона. В частности, все перечисленные правомочия, в соответствии с частью 1 данной статьи, могут быть реализованы только при наличии оснований, предусмотренных статьей 6 рассматриваемого Закона, что влечет за собой заведение оперативно-розыскного дела (статья 9).
Формально, оперативные подразделения не имеют прав, например, иметь гласных и негласных штатных работников или создавать и применять автоматизированные информационные системы без наличия какого-либо конкретного основания, упомянутого в статье 6, и без заведения оперативно-розыскного дела.
Другая сторона рассматриваемого вопроса состоит в необходимости, на наш взгляд, классификации в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскных мероприятий по критерию возможности проведения части из них без заведения оперативно-розыскного дела. К таковым мы бы отнесли: опрос, сбор и изучение документов и сведений и др.
Истребование, сбор и изучение документов и сведений зачастую носит первичный характер, результаты использования этого приема как раз и могут послужить основаниями для проведения ОРД.
Следует отметить, что Федеральный Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые можно условно классифицировать на три группы:
1) адаптированные сыском криминалистические методы;
2) разведывательные методы, свойственные только сыску;
3) оперативно-розыскные мероприятия – разведывательные операции [3, с. 233].
Граница между первой, второй и третьей группами оперативно-розыскных мероприятий довольно подвижна. Аналогичная классификация применима и для оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности».
Законодательство Республики Казахстан для определения степени итрузивности использует специальную терминологию: общие и специальные ОРМ.
Законодательство Латвийской Республики специальные термины не использует, однако специальным мероприятиям посвящены отдельные статьи Закона «Об оперативной деятельности» [4].
Что касается особенностей получения первичной информации, то нами в результате изучения теории и практики ОРД, а также эмпирического материала разработаны и предложены наиболее эффективные этапы получения указанной информации, а именно:
1. Подготовительный этап:
1) сбор, изучение, анализ и оценка информации об оперативной обстановке на территории обслуживания, объекте или линии работы;
2) разработка и принятие решения по поводу получения первичной информации;
3) планирование конкретных мероприятий по поводу эффективного получения первичной информации оперативным подразделением.
2. Основной этап:
1) комплексная и рациональная расстановка сил и средств для получения первичной информации;
2) взаимодействие оперативных подразделений с другими подразделениями органов внутренних дел, правоохранительными органами Украины и международными правоохранительными органами, государственными учреждениями и организациями, негосударственными организациями и предприятиями, общественными организациями и гражданами;
3) внесение корректив к запланированным поисковым мероприятиям в зависимости от оперативной обстановки и полученной первичной информации;
4) контроль за исполнением запланированных мероприятий по получению первичной информации.
3. Заключительный этап, который заключается в подведении итогов эффективности исполнения запланированных мероприятий по получению первичной информации, ее оценке, определения и направлений использования и проверка.
Выводы, сделанные из такого итогового анализа, учитываются во время разработки следующих мероприятий по получению первичной информации, создания надлежащих условий для успешной деятельности, поощрение отдельных работников за активность в процессе получения первичной информации, повышения профессионального уровня работников и обучения конфидентов методам оперативной работы.
Таким образом, анализируя все вышесказанное, практический опыт и результаты анкетирования, мы сделали следующие выводы:
1) поисковая деятельность оперативных подразделений требует постоянного внимания как со стороны науки, так и со стороны практики;
2) до этого времени среди специалистов в сфере оперативно-розыскной деятельности нет консенсуса по поводу содержания дефиниции «поисковая деятельность оперативных подразделений»;
3) особенности получения первичной информации заключаются в процессе ее полулегального приобретения, когда еще ни уголовного производства, ни оперативно-розыскного дела нет. Это требует особой бдительности со стороны оперативных подразделений для недопущения нарушения прав и свобод человека и гражданина;
4) понятие «поисковая деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел» и «оперативный поиск преступлений» тождественны, поскольку подобны друг другу по своему содержанию и заданиям, однако второе больше отвечает общетеоретическим и логико-юридическим принципам, а потому именно его следует использовать для обозначения названия избранной нами для исследования формы оперативно-розыскной деятельности.
Литература
1. Волкова Н.Л. Інформаційна розвідка як перспективний напрям розвитку практики ОРД у боротьбі зі злочинністю в комп`ютерній сфері / Н.Л. Волкова // Науковий Вісник НАВСУ. – 2005. – N 1. Ч. 2. – С. 129-138.
2. Про оперативно-розшукову діяльність: Закон України від 18.02.1992 р. № 2135-XІ: [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2135-12.
3. Стащак Н.В. Особенности получения первичной информации оперативными подразделениями ОВД Украины // Актуальные проблемы противодействия незаконному обороту наркотиков: материалы междунар. научно-практич. конф. (Белгород, 18 октября 2012 г.). – Белгород: БелЮИ МВД России, 2012. – С. 232-235.
4. Смирнов М.П. Зарубежная налоговая и криминальная полиция и их оперативно-розыскная деятельность / М.П. Смирнов. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 583 с.
Поступила в редакцию 04.06.2014 г.