ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Общественное положение на южных территориях Узбекистана в годы Второй мировой войны

 

Иркаева Надира Панджиевна,

старший преподаватель Каршинского филиала Ташкентского информационно-технологического университета, Узбекистан.

 

Сурхандарья и Кашкадарья являются южной частью Узбекистана. Как утверждают специалисты, «на данной территории развивались истоки первейших государств, основы развития городской культуры, земледелия древние оросительные каналы, скотоводство и ремесла, творчество, архитектура». Эти территории играли большую роль в общественно-политической, культурно-экономической жизни государств, в составе которых они были и в античные времена, средние века и последующие периоды.

Карши и Шахрисабз, вошедшие в число самых древних городов Узбекистана, возраст которых перевалил за 2700 лет, Термиз, отметивший 2500-летие, и его ровесник Денау располагались именно на этой территории.

В 1940 году в Сурхандарье злободневной проблемой стало обеспечение больниц медицинским оборудованием, развитие здравоохранения. В этом направлении было сделано немало. В результате к 1941 году население области обслуживалось 19 медицинских учреждениями на 1715 мест2. Но не хватало квалифицированных специалистов. Из центра были направлены квалифицированные специалисты (медработники), наряду с этим абсолютно без внимания оставлялось дело подготовки местных кадров. Медработники, прибывшие из центра, проработав определённый промежуток времени, возвращались обратно в центр. Несмотря на решение правительства Узбекистана в 1941 году об обеспечении сельских медработников жильём и необходимыми материальными условиями, работа по обеспечению жильём имела неудовлетворительные результаты. Только в Термезе 29 человек из работников 11 сельских отделений и 5 фельдшерских пунктов не были обеспечены жильём. В отдельных случаях из-за отсутствия жилья и материальных условий медработники жили в амбулаториях и даже в палатке.

В 1935-1940 гг. в Сурхандарьинской области были построены больницы, диспансер, амбулатории, центр обеззараживания и аптеки, организованы лечебные и врачебные пункты, детская и женская терапия, хирургия, гинекология, роддома, консультативные центры инфекционных заболеваний.

В 40-х годах незнание многими медработниками местного языка приводило их к грубому обращению с населением.

Медицинская помощь, оказанная в эти годы населению, находилась в неудовлетворительном состоянии. Особенно это положение было плачевным в сельской местности, больным не оказывалась своевременная помощь. Это являлось самыми большим недостатком в сфере здравоохранения.

К концу 30-х годов, накануне Второй мировой войны, как и по всей республике, так в южных областях Узбекистана общественное положение было сложным, противоречивым. С одной стороны, начало постепенно бросаться в глаза общественно-политическое и культурное развитие, с другой стороны ощущалась нехватка местных кадров, велась политика репрессий, в сознание людей вселяли общественный страх.

Казнь большей части военно-командующих, командиров, интеллигенции, специалистов высокого профиля, руководящих кадров под печатью враги народа», «антиреволюционеры», насилие, репрессии оказали отрицательное влияние на ход войны. Немецкие фашисты, армия Гитлера в течении шести месяцев (22 июня 1941 года по декабрь 1941 года) захватили огромную территорию от Баренцева моря до берегов Чёрного моря и подножий Москвы. По мнению специалистов, если бы Сталин в 1935-1937 гг. не вёл репрессию, не казнил военно-командующих, опытных командиров, считался с данными разведки, гитлеровская армия не принесла бы столько страданий на долю советского народа, она была бы разгромлена у границ СССР. Только во время репрессий 1935 года пали жертвами 15 из 16 главнокомандующих 1 и 2 рангов, 60 командиров корпуса из 67, 136 командующих дивизией из 199, 221 человек из 397 командиров бригад. Также были расстреляны 17 армейских и 25 корпусных комиссаров. Одна треть военных полковых командиров была арестована. В 1937-1938 гг. командиры и комиссары бригад Советской Армии и Военно-Морского Флота, 733 маршала Советского Союза, а из политработников-579 человек были репрессированы.

С первых дней начало войны трудящихся Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей проводили митинги и собрания, выражая готовность к борьбе с врагом, доставит все необходимое для фронта. Число добровольцев, подавших заявление на фронт по Кашкадарьинской области, составляло 14 тысяч человек, только по Карши их количество равнялось более 1,5 тысяч человек.

За линией фронта наш народ в целях обеспечения скорой по беды трудился ночи напролёт.

С момента начала войны общественная политика советской власти была направлена на мобилизацию всех сил, отраслей, возможностей и людей для помощи фронту, для разгрома врага и «сохранения социалистического строя». В связи военными действиями одной из основных задач ставшей перед трудящимися Узбекистана было преобразование промышленности на военную стезю. Машиностроение Республики было переформировано на выпуск военного оружия, ткачество, обувная, швейная и другие отрасли лёгкой промышленности – на выпуск одежды и обуви для солдат, пищевая промышленность – доставку продуктов питания.

Направить экономику на военную стезю стало важнейшей задачей. С 26 июня 1941 года рабочий день для рабочих и служащих был продлён на 13-14 часов, большое внимание было уделено подготовке рабочих из молодёжи и женского населения. Однако на предприятиях не хватало рабочей силы. Нарушившим трудовую дисциплину назначалось тюремное заключение сроком 5-8 лет. По историческим и литературным сведениям известно, что по велению военного времени трудящиеся на промышленных предприятиях южных областей перешли на 14-15 часовой режим труда. Так как на тот период работоспособная молодежь, мужчины, взяв в руки оружие, ушли на фронт. Если в 1941 году на промышленных предприятиях Сурхандарьи трудилось 3766 человек, то ко второму полугодию их число уменьшилось к 3016. По этой причине на промышленных предприятиях стало лозунгом фраза: «Буду работать за рядовых, ушедших на войну».

Многие женщины и дети, высказав желание работать на промышленных предприятиях, стали поступать на предприятия. К примеру, 595 женщин и девушек, раннее занятые домашним хозяйством, с началом войны были призваны на работу в разные предприятия в области или же из данного состава 322 женщины начали трудовую деятельность в должности руководителей цехов, смены и бригад. Во всех промышленных предприятиях стали массовыми движения «двухсотников», «трёхсотников», «четырёхсотников». Хотя социальное положение промышленных рабочих было не из завидных, для обеспечения победы на фронте они были готовы к любым испытаниям.

26 июня 1941 году советское правительство приняло решение «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военные годы». По данному документу рабочий день был продлён на 11 часов, введены запреты на использование труда рабочих, служащих, в том числе студентов в нерабочи время, на выдачу дополнительных выходных и отпусков. Но население Республики, рабочие промышленных предприяий с первых дней начала войны, следуя за стахановским движением стали работать по 12-13 часов в сутки, выполняя свою работу в 2-х, 3-х кратном размере. Конечно же это не могло не отразиться на исполнение их обязанностей, долга перед семьёй, в махалле, влияло на социальное положение рабочих и служащих.

Итак, в годы войны потребность в продукции сельского хозяйства резко возросла. В колхозах рабочий трудовой день для взрослых и детей старше 12 лет был продлён 1,5 раза в принудительном порядке. Колхозники, не выполнявшие указанную трудовую норму, жестоко наказывались.

Решение СНК Республики от 17 апреля 1944 года «О недостатках в сфере ирригации и мелиорации и мерах по их устранению» было направлено на ещё большие расширение посевных площадей. С этого момента начался процесс преобразования Узбекистана в сырьевую, в частности хлопковую базу. Под строгим контролем и опасностью беспощадного наказания в военных условиях сельские труженики выполняли задания сверх нормы, но в неурожайные годы многие пали жертвами голода, в иные годы жили впроголодь, нищенски.

Такая политика реальных методов принуждения, основанная на общественном страхе, была следствием командно-административной структуры совета правительства.

 

Литература

 

1.                  Авлакулов К.,Эргашев Р., Исмоилов Й. Звезды Сурхана. - Ташкент. изд. А.Кадирий, 1995. –С. 12-14.

2.                  Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - Госполитиздат, 1947. -С.152-155.

3.                  Газета «Правда», 1941, 24 июль.

4.                  Жуков Г.К. Воспоминания и размышления.В 3-х т.Т.1.-8-е изд. - Москва. Изд. Агентства печати Новости, 1987. - с .292-293.

5.                  Жураев Т. Компартия Узбекистана в годы Великой Отечественной войны. -Т.: Узбекистан,1964.-С 48-51.

6.                  Медведев Р. Они окружали Сталина.-М.: Политиздат, 1991-С. 272-273; Ицков И., Бабак М. Маршал Жуков // Огонек, 1986, № 48,-с, 5-7; Карпов В. Полководец// Новый мир, 1983. № 12,-С.99-100.

7.                  Турсунов С., Кобилов Э., Пардаев Т., Муртазаев Б. Сурхондарья зеркало истории. Т.:-Шарк, 2001.-Б.4.

8.                  Турдиев С. Храбрость незабывается. Каршинцы в годы война 1941-1945. - Карши. Насаф, 1997. - С. 9.

9.                  Узбекская национальная энциклопедия. 12-том. – Такент. УНЭ. Гос. науч.издательство, 2000 - С.176.

10.              Хлопководство Узбекистана за 50 лет.- Т.:Узбекистан, 1967.-С.501-537; Аинова Р.Х. История совхозов Узбекистана,1917-1960гг.- Т.: Фан,1993.-С.81-86.

 

Поступила в редакцию 12.03.2015 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.