ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Идея внедрения социалистической культуры

 

Тиловатов Файзиддин,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Узбекистана Каршинского инженерно-экономического института.

 

Коренные преобразования в общественно-политической, экономической и культурной жизни Узбекистана в 20-30-е годы ХХ столетия внедрялись наряду с насильственным насаждением большевистской идеологии, репрессией представителей местной интеллигенции, практикой раскулачивания, истребления народных традиционных религиозных и национальных ценностей.

Согласно социалистической трансформации духовного производства идеология такого концентуального подхода стала внедряться советской властью после «октябрьской революции».

Насильственная перестройка духовной жизни советского государства, в частности Узбекистана приобрела ещё более агрессивные формы с приходом к власти И. В. Сталина.

Ко второй половине 30-х годов правительство во главе со Сталиным в официальной форме официально заявило о завершении работ по формированию «внешне национальной содержательно социалистической культуры». Данная практика в советском историковедении получила название «культурная революция».

Основная цель идеи «культурной революции» В. И. Ленина (хотя, он не является автором идеи) была направлена на внедрение единой социалистической культуры в многонациональной советской стране, на практике она привела к политизации и идеологизации культурной жизни.

В советской период в научной, в особенности в общественно-политической литературе, в документациях разнообразных съездов задачи «культурной революции», её значение связываясь с именем Ленина, характеризовалось в проблематичном виде. Перед высказыванием точки зрения по данному вопросу нужно констатировать то, что ослабление и по возможности уничтожение исторически сформировавшихся особенностей духовных ценностей, национального самосознания краевых народов было стратегической целью для создания официально федеративного, в реальности унитарного государства и политического строя с единой партией. Только в случае достижения данной цели, можно будет подчинить народы, их материальное, культурное богатство на пользу Центру. За несколько лет до появления теории «Культурной революции» советское правительство для достижения данной стратегической цели продолжило прошлую колониальную практику иными методами и приступило к самостоятельному изменению жизни местного населения.

Для осознания понятия «культурная революция», того как характеризовалось данное понятие в документах партии большевиков и литературе советского периода, в результате изучения 55 томного произведения В. И. Ленина, а также материалов партийных съездов, выяснилось, что автором этого понятия был русский философ А. Богданов. Впервые философ в 1917 году, связывая понятие «культурная революция» с задачей формирования пролетарской культуры», писал: «…до свершения в обществе социалистической революции у пролетариата должна быть внутренняя социалистическая культурная революция». Значит, понятие «культурная революция» является понятием общества и народа, не имеющего пролетарского класса. К примеру, в условиях общественного строя в среднеазиатском регионе, пролетариат не существовал как класс. Аналогично, что, несмотря на наличие в местных промышленных отраслях рабочих, число местных среди них составляло меньшинство. Исходя из этого, можно сказать, что применение политики «культурного революции» относительно народов, у которых практически не было пролетариата, стало причиной конфликтных процессов. В. И. Ленин, характеризуя данное понятие более распространённо, в 1923 году в своей брошюре «О кооперации» охарактеризовал его следующим образом: «Культурная революция… - это всеобщий переворот, это целая эпоха в культурном развитии народных масс».

Основываясь на этом, В. И. Ленин ведёт речь о переходе к социализму через кооперацию. А теория культурной революции не охарактеризована, так как она не существовала. Когда речь шла о социалистической пролетарской идеологии, о культуре Ленин применял фразу «Культурная строительство». В документах съездов, пленумов коммунистической (большевистской) партии Узбекистана, принятых в 1925-1937 гг. в основном приводится термин «культурное строительство». При анализе данного вопроса можно сделать выводы, что в результате преувеличенной, возвышенной характеристики исторической роли В. И. Ленина и связанных с этим подходов, позитивные преобразования в СССР, в частности в культурной, духовной областях, области образования и другие стали характеризоваться неразрывно с именем В. И. Ленина.

Теория «культурного революции», разработанная с таким подходом, состояла из задач типа создания социалистической системы народного образования и просвещения, перевоспитания буржуазной интеллигенции и формирования новой, социалистической интеллигенции, победа над влиянием буржуазной идеологии и установление марксистско-ленинской идеологии, создание социалистической культуры, перестройка быта населения.

В общем, деятельность господствующего строя, основанного на административно-приказных методах, великом государственном шовинизме к 20-30 гг. ХХ столетия была связана с уничтожением высокой культуры и духовности народа Узбекистана и распространением практики противостоящей национального

В таких условиях Центральные и краевые органы партии большевиков и советского правительства рассматривали в деле укрепления советской власти в Туркестане, позднее на территории Узбекистана наряду важных задач, подчинение системе образования, просвещения советов, большевистской идеологии. Такой период был намного грубым, открыто сверхнациональным в сравнении с политикой Российской империи в колониальную эпоху в сфере образования.

Например, в 1918 году Мунаввар кары Абдурашидхонов стал инициатором и организатором создания в Ташкент Туркестанского народного университета первого высшего учебного заведения, ведущего деятельности на основе мировых учебных программ. Но национальность этого университета вскоре была завершена и он стал советским, т.е. его деятельность перешла на уровень, соответствующий политике советской власти, русизации и большевистской идеологии.

Даже в таких условиях местная интеллигенция не приостановила свои действия и были организованы институты Туркестанского Востоковедения, Просвещения и Институт женщин. В некоторых городах на основании советских программ началось дело открытия школ нового типа.

В 1918 году в Ташкенте русско-туземная школа была преобразована в национальную школу и к 1920 году она стала школой второго, уровня. В 1920 году в Скобелеве (нынешняя Фергана) узбекская школа первого уровня была понижена на второй уровень. На тот период заведующим данной школой являлся Т. Кары-Ниязи (в будущем первый Президент АН Узбекистана), одним из учителей национально-духовные ценности старались привлечь на свою сторону местную интеллигенцию и подчинить местное население Узбекистана новой идеологии и советской политике.

Мероприятия проведённые для достижения данной цели-переход узбекского письма на латиницу, затем (в 1940 году) перенос на кириллицу, начиная с 1938 года принудительное обучение на русском языка во всех учебных заведениях, изучение истории Туркестана Узбекистана не раздельно, а по программе истории СССР (ситуация продолжалась до 1962 года)-не остались без влияния на краевые народы, в первую очередь на воспитание молодого поколения. В данном аспекте нужно отметить, водно-земельные преобразования, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства движение «Худжум» оказали серьёзное воздействие на сознание местного народа, его душевное состояние, духовность, но не смогли полностью уничтожить качества, чувства, связанные с национальностью.

Но, процессы, начавшиеся накануне обретения Узбекистаном независимости и ещё более усилившиеся после 1991 года и направленные на восстановление национального сознания и национального самосознания показывают, что, несмотря на положительное и отрицательное влияние советской власти на культурную, духовную жизнь местного населения, важно то, что она не смогла уничтожить основу духовных ценностей.

Граждане и образованная молодёжь, обучавшиеся в новых общественно-политических условиях, работая в безвыходной ситуации, следуя принципам социалистической идеологии, благодаря историческому наследию, сохранившемуся в Узбекистане, старались выразить в области культуры, литературы и искусства национальность, хорошие народные традиции, высокие моральные качества. В связи с этим узбекские мастера слова, художники и творцы кино наряду с произведениями, посвящёнными современности, создавали произведения, характеризующие далёкое и ближнее прошлое. Обретение страной независимости обеспечило вечное существование произведений, созданных творческими деятелями того периода и характеризующих далёкое и ближайшие будущее.

 

Литература

 

1.                  Багданов А. Наука об общественном сознании. (Краткий курс идеологической науки в вопросах и ответах), 2-изд.-М., 1918.-С.228-229.

2.                  Ленин В. И. О кооперации / Полн. собр. соч.-Т., 1986.-Т.45.-С. 369-377.

3.                  Краткий политический словарь,3-изд.-М., 1983.-С.162.

4.                  ЦГА Р Уз. ф-368, д-34, с-1, л-120-128.

5.                  Кары-Ниязов Т. Н. Очерки истории культуры Советского Узбекистана…-С.148-149.

6.                  Бендриков К. Е. Очерки истории народного образования в Туркестане…-С. 426.

 

Поступила в редакцию 22.06.2015 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.