Духовно-культурная жизнь населения Хорезмского оазиса до появления Авесто (с V-III тысячелетия до VII века до н.э.)
Абдалов Умидбек Матниязович,
Маткаримова Дилрабо Эркинбоевна.
Ургенчский государственный университет, Узбекистан.
Известно, что Хорезмский оазис образовался в результате омеления вод Амударьи, поступающих с верхушек горных небоскрёбов, расположенных на юго-востоке Центральной Азии, которая орошала площадь, равную Аралу. В формировании оазиса особенное значение имеют русла Амударьи, такие как Акдаря, Дарялык, Давдан и русла Сырдарьи – Джанадарья, Кувандаря. Хорезмский оазис с геоморфологической стороны можно разделить на 2 части:
1) орошаемые и плодородные земли;
2) территории удобные для животноводства и частично для земледелия.
Природно-географические и климатические условия Хорезмского оазиса отличается от других регионов Турана. Не сложно заметить, что именно эти климатические условия, отличаясь от других регионов Турана, выработали своеобразные свойства ведения хозяйства населением, выработали психологические свойства, которые нашли отражение в материальной и духовной культуре.
Для изучения быта, хозяйственного направления, духовного мира населения оазиса дозароострийского периода, имеют существенное значение материальные вещи, найденные в результате археологических раскопок участниками Хорезмской экспедиции под руководством С.П. Толстова в бассейнах Акчадарья при Сарыкамыше и на территориях Озбоя.
В исследованиях А.С. Кесь закрепляются выводы, что культурно-хозяйственные массивы в низовьях Амударьи, при Сарыкамыше и Озбое сформировались под влиянием антропогенных ландшафтов приблизительно в V-IV века до н.э [1, с.72-79].
К IV-III тысячелетию охотники и кочевники, проживавшие в предгорьях Султан Увейса, переселяясь в новые территории с природно-экономическими источниками, столкнулись со множеством водных озёр вокруг Янбашкалы, образовавшихся в результате повышения уровня воды в русле Акчадарьи в русле Амударьи.
Эти озёра были богаты рыбами, берега – камышами, прибрежья – зарослями тукаев, которые благоприятно влияли на ведение оседлого образа жизни людей. Накопленные воды вокруг песчаных возвышенностей давали возможность предкам для хозяйственной деятельности и те, сооружая из тростников жилые помещения в виде землянок, продолжали заниматься охотой и собирательством.
Наряду с этим они усвоили гончарное ремесло и ткачество. Из результатов археологических раскопок узнаём, что памятник Янбаш-4 построено в яйцевидной форме в виде полуземлянки. В центре находится очаг для поддержания огня. Очаг окружной формы площадью 1 метр сохранен в виде густого слоя пепла. На обратной стороне центрального храма находится множество маленьких очагов, которые рассчитаны для приготовления пищи. Храм был духовным центром поклонения. Их культурных слоев стоянок Янбаш-4, Толстов, Кават-3, смешивая мелкие камни с местной почвой, изготовляли керамические посуды. Каждая посуда украшена. Керамические посуды имеют узоры в виде змеиных следов.
Значит родовые общины, обитавшие вокруг Янбашкалы, обожествляли огонь воду. Керамическая статуэтка женщины свидетельствует о почитании матери. Родовые общины Хорезма в период неолит под покровительством «мудрой матери» вели свой образ жизни.
В середине 3 тыс. до н.э. и во 2 тыс. до н.э. произошли коренные изменения в общественной жизни Хорезмского оазиса. В это время народ густо населяется в бассейнах Акчадарьи, Туямуюнских зонах. Так как русла Давдан реки Амударьи часто засыхала, и поэтому родовые общины позднего неолита переселялись в прибрежья Туямуюна и Акчадарьи. Иногда русла Сырдарьи Джанадарья и Кувандарья не впадали в Аральское море, поэтому, есть вероятность того, что племена-кочевники обитавшие на северо-востоке Приаралья перекочёвывали в бассейны Акчадарья.
В те эпохи этнические процессы усилили переселения скотоводческих племён Андроновых с северо-восточных сторон Средней Азии. В бронзовом периоде продолжается постройка округлых хижин с колоннами, прослеживаются объёмные расширения. Опираясь на исторические данные к началу 1 тыс. до н.э. образовалась культура Амирабад в результате слияния Тазабагябских и Сувюрганских хозяйств, которые являлись ячейками культур бронзового века [2, с.68].
Вид памятника Яккапорсон-2, расположенного на побережьях Амирабада, имеет прямоугольную форму, во внутренней части которого сохранились остатки 20 жилых помещений. В центре памятника расположен очаг для огня в виде землянки размером в 1 метр.
Какие изменения произошли в других историко-культурных регионах Центральной Азии в духовной жизни населения олицетворяющее общественное развитие в периодах неолита, бронзы и раннежелезного века?
Исследования В.М. Массона в предгорьях Капетдага раскрыл жизненный быт исторического периода неолит. В, частности, на стенах жилищных помещений на стоянках Джайтун, Чакмаклы нашли специальные подставки, которые выполняли функцию очага для поддержания огня.
К 4-тысячелетию до н.э. произошли изменения в духовной жизни племён обитавших в песчаных степях южного Туркменистана. В центральной части жилых помещений были платформы, на которых воздвигались из сырцового кирпича места для духовного очищения населения. Такие храмы описаны в исследованиях В.М. Массона, И. Хлопина, В.И. Сарианида [3].
Духовный центр поклонения людей бронзового периода северной Бактрии найдены в храме Джаркутан. Во внутренней части памятника построен храм окружённый стеной с высотой 1,5 метра, общая площадь которого 60,5х15м. Храм состоит их двух частей. В частности, место для поклонения в квадратной форме размером 35х35. Производственная часть 13х35 м. Здесь готовили священный напиток хаума [4, Б. 27-30].
Исторические данные подтверждают о том, что в пристанищах Куисайской культуры относящихся к 7-6 вв до н.э. очаги для поддержания огня находились вне жилых помещений на землянках [5, с. 50-51].
Таким образом, ссылаясь на сущности содержания и исторические данные приведённых выше, можно прийти к следующим выводам.
Духовную жизнь наших предков, являющихся созидателями стоянок людей на бассейнах нижней Амударьи, отражали волнообразные узоры изображающие движения воды. Они высечены в храмах и в керамических изделиях. В системе управления родовых общин Хорезмского оазиса периода неолит, энеолит и бронзовой эпохи важную роль играла деятельность женщины. Особенно уважали её как охранительницу огненного очага, продолжитель поколений. Из-за практических потребностей глиняная статуя женщины обожествлялась, и отсюда происходит термин «женщина богиня». Огонь в очаге, его искры в течении тысячелетий были почитаемыми в качестве основного жизненного блага, очищения и средства защиты от холода. «Мудрая мать» кроме контролирования длительности жизненной деятельности, наряду с этим как - бы вкладывала свои силы хронологическому общественному развитию, путём объединения родовых общин вокруг очага. До создания Авесто в историческом периоде у хорезмийцев, очаги зароострийцев обладали первобытными свойствами, так как они были связаны с социально-экономическими и культурными развитиями общества. Конечно, это повлияло на духовное развитие наших предков.
Первично верование хорезмийцев было связано с солнцем, его образ всегда олицетворялась в центре. Поэтому в учениях зароостризма имело своё место мышление о том, что у всех растений и животных есть частицы солнца.
Значит в духовной жизни предков огонь и вода имели особое место. На стоянках людей храмы возводили в округлой форме, схожими с солнцем. Огонь, вода, солнце, а также «женщина-богиня» стали теоретическими основами в создании книги Авесто.
И по сей день население оазиса, выходя на улицу, обращает свой взор на солнце и, опираясь на состояние погоды, приступают к выполнению повседневных работ.
В архитектуру хорезмийцы вошли своими храмами, возведёнными из глины в конце второй половины 6 века до н.э. И это требует особого изучения процесса приравнения к степени духовной жизни Маргушийцев и Бахтарийцев.
Литература
1. Кесь А.С. Антропогенное воздействые на формирование рельефе аллювиально-дельтовых равнин Амударьи / культури и исскуство древного Хорезма. М., 1981, с.72-79; Юсупов Х. Древности Узбоя. Ашхабад.: «Илим», 1981, с.72-79; Собиров К, Б.Бобожонов. Хоразм воҳасида антропоген ландшафт ва қадимги деҳқончилик воҳаларининг вужудга келишига доир баъзи масалалар // История и материальная культура Каракалпакистана. Нукус, 2006, с.38.
2. Толстов С.П. Древний Хорезм. М., «Науке», 1948, с.68.
3. Массон В.М. Древнеземледельческая культура Маргианы. М., 1959; И.Н.Хлопин. Геоксеорская группа поселений. М-Л., «Науке», 1964; В.И. Сарианиди. Некрополь Генура и Иранское язычество. М. 2001.
4. Асқаров А. Ўрта Осиёнинг энеолит ва бронза даври оташгоҳлари / “Авесто” китоби – тарихимиз ва маънавиятимизнинг илк ёзма манбаи мавзудаги илмий-амалий семенар материаллари. Т., 2000, Б. 27-30. Ўша муаллиф. Ўзбек халқининг этногенези ва этник тарихи. Т., Университет, 2007, Б. 116.
5. Вайнберг Б.И. Памятники Кюсайской культуры / Кочевники на границах Хорезме. 1979, с. 50-51; ўша муаллиф. Разведочные работы в Крисарыкамышской дельте Амударьи. М. «Науке», 1984, с.486-487; ўша муаллиф. Изучение памятников Крисарыкамышской дельты Амударьи в 70-80 годах / Скоптоводы и земледельцы левобережного Хорезме. М, Вып-1, «Наука», 1991, с.5-109.
Поступила в редакцию 27.01.2015 г.