ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Отдельные суждения об исторических корнях махалли Хорезма и этапах ее развития

 

Таджиева Феруза,

учитель истории,

Садуллаев Дониёрбеk,

студент.

Ургенчский государственный университет, Узбекистан.

 

Материалы, добытые сотрудниками Хорезмской археолого-этнографической экспедицией в ходе археологических изысканий, проводимых на протяжении полувека в низовьях Амударьи, имеют важное значение для изучения истории махалли в процессе ее зарождения в определенную историческую эпоху и становления на ее различных этапах. Из геологических изысканий известно, что животворная вода из верхнего течения Амударьи, направляясь в сторону Каракумов и Аральского моря, отлагала ил из своей структуры, вследствие чего сформировались бассейны Окчадарё и Приаралья [1, c. 73].

Согласно результатам археологических изысканий, проведенных исследователями в низовьях Амударьи, к VII-VI тысячелетиям до н.э., с изменением уровня воды в Амударье, в ложбинах, примыкающих к ее правобережью и левобережью, вокруг равнины Ёнбошкала, образовались многочисленные водоёмы. Побережья данных водоемов под воздействием антропогенного ландшафта превратились в естественные экономические зоны, открывавщие возможность для наших предков вести хозяйственную деятельность.

Из исследований С.П.Толстова известно, что в IV тысячелетии до н.э. на побережье водоемов, возникших около возвышенности Ёнбошкала, входящей в бассейн Окчадарё, были возведены полуземляные жилища людей, занимавшихся охотой и собирательством. Их хозяйство, входившее в систему матриархата, получило название «Кальтаминарская культура» [2, c. 55-74]. Согласно данным археологических изысканий, проведенных исследователем на стоянке Ёнбош-4, она имела прямую форму в виде 4 конусов, возведенную из каркасных жердей. Жерди подпирают ее изнутри, а вокруг содержатся многочисленные следы очага, в центре расположено место хранения огня. Небольшие по объему очаги, расположенные вокруг столбов, свидетельствуют о зарождении начальных исторических предпосылок управления в виде махалли, вбирающей в себя семьи из двух-трех членов. Очаг, расположенный в центре жилища, выполнял функцию духовного воодушевления родов, проживавших во времена матриархата.

В III-II тысячелетиях до н.э. в жизненном укладе наших предков получили развитие традиции махалли, заложенные кальтаминарской культурой. Согласно результатам археологических изысканий, проведенных М.А.Итиной в жилище Якка-порсан-2, известно, что оно представляло собой форму полуземлянки, расположенные вокруг него ямки округлой формы были предназначены для жердей. Во внутренней и центральной части были расположены место для хранения огня и около 20 очагов [3, c. 107-129]. Построенная нашими предками в IX-VII веках до н.э. стоянка Якка-порсан-2 продолжала традиции махаллинского управления.

С конца VII – начала VI веков в строительстве жилищ нашими предками произошли существенные изменения, связь данного аспекта с деятельностью политических объединений в Хорезме стала предметом обсуждения целого ряда исследователей. С.П,Толстов связал наличие в VIII-VII веках до н.э. в Хорезме крупных оросительных каналов с внутренней политикой мощного централизованного государства [2, c. 341]. Следует отметить, что в исследованиях М.А.Итиной, в связи с отсутствием материалов, подтверждающих то обстоятельство, что в Хорезме в IX-VIII веках до н.э. оросительные сооружения большого объема выводились из Амударьи, отрицаются суждения С.П.Толстова о централизованном государстве. Достойно внимание суждение В.И.Массона о том, что возведение в Хорезме крупных оросительных систем и появление на этой основе культуры оросительного земледелия в VI-V веках до н.э. связано, прежде всего, с деятельностью местного населения [4, c. 126].

По мнению М.Г.Воробьевой, политическое объединение в низовьях Амударьи зародилось в глубокой древности [5, c. 41]. Однако исследователь не приводит точных данных о том, в какую историческую эпоху зародилось государство. По заключению исследователя А.С.Сагдуллаева, хорезмийцы до нашествия ахеменидов проживали на юге Средней Азии, они появились именно на территории Хорезма в результате этнокультурного синтеза Маргианы, Бактрии и местного населения [6, c. 17]. С обретением нашей страной независимости особую актуальность приобрел в исторической науке вопрос о государственности в Хорезме. Если Ю.А.Рапопорт отнес возникновение древнего государства в Хорезме к рубежу VII-VI веков до н.э., то В.Н.Ягодин отметил, что черты государственности были сформированы в окрестностях городов Кюзелигыр и Хазарасп [7, c. 75-76]. Следует отметить, что возникновение махалли было связано с расселением людей на территории, обеспеченной природными богатствами и водоснабжением, и деятельностью населения в различных сферах хозяйства. Налаживание производства на основе раздельного проживания населения согласно имущественной дифференциации в первичной форме наблюдается в области Мургаб Южного Туркменистана. Ученый В.М.Массон на примере поселения Олтинтепа отметил, что оно подразделялось на махалли, в которых имелись «дом предводителя», «дом жреца» и те, в которых проживали ремесленники [8, c. 145-147]. Исследователю А.Асқарову удалось изучить структуру расселения людей на основе обстоятельного археологического изучения поселения Сапаллитепа в Сурхандарьинской области, имеющего отношение к эпохе бронзы. Согласно историческим сведениям, при входе на стоянку начиналась улица шириною в 4 метра, которая направлялась в противоположную сторону, в связи с чем ее внутреннее строение делилось на две части, вбирала в себя 8 махаллей, где проживали представители различных профессий. По мнению ученого, махалли Сапаллитепа состояли из небольших семейств в 5-6 человек, в различные исторические периоды здесь проживали от 30 до 47 семей [9, c. 143-144].

Таким образом, в эпоху бронзы в низовьях Амударьи наши предки вели образ жизни, состоящий из мотыжного земледелия, ремесленничества и домашнего скотоводства, продолжали традиции своих предшественников, запечатленные в способах расселения. Ко второй половине VI века до н.э., по мнению исследователей, земледельческое население, переселившееся из Бақтрии, освоившись с условиями нового географического обитания, при возведении жилищ использовало глинобитное строительство, накопившее к этому времени богатый опыт [10, c. 90].

 Жители поселения Кюзелигыр, осуществлявшие культурную хозяйственную деятельность во 2 половине VI века, возводили, в основном, глинобитные дома. Его внутреннее строение не подразделялось на улицы. По этой причине нет возможности осветить разделение населения на махалли. Систему махаллинского управления населения Хорезма в античную эпоху олицетворяют собой такие городища, как Ёнбошқала, Ичанқала, Ҳазарасп, Тупраққала, Элликқалъа, Катқала (Шават), Олмаотишган-2. Согласно историческим сведениям, города по правобережью и левобережью Амударьи были заложены в IV-III веках до н.э.. Жизненный уклад населения региона в махаллях и процесс развития ремесленничества конца архаичного периода можно наблюдать на примере городов Ичанқала и Ҳазарасп. В Ичанқале улица, вытянутая с юга на север, приводит к образованию двух кварталов. Многочисленные длинные и небольшие улочки, вытекающие в две стороны из центральной улицы, свидетельствуют о расселении жителей. Данную картину в Хиве повторяют и кварталы, отражающие внутреннее строение в Хазараспе.

Следует особо отметить, что проживание населения античного периода в махаллях нашло свое выражение в таких памятниках, как Ёнбошқала, Тупраққала, Эллиққала. Ёнбошқала занимает общую площадь в 170-200 м. С четырех сторон она опоясана стеной в два ряда длиной 8-10 м., шириной 1,3 м. От центральных ворот крепости можно наблюдать улицу, направляющуюся в противоположную сторону, ее внутреннее строение также разделяется на два квартала. В каждом квартале располагалось около 200 домов [2, c. 88]. По мнению исследователя К.Сабирова, в кварталах Ёнбошқалы проживало 500 человек [11, c. 125]. Хотя внутри город разделен на две части, наглядно видно, что он состоял из объединений родовых общин, связанных взаимными родственными узами. Наглядным образцом внутреннего строения поселений Хорезма позднего античного периода является квартал в Тупраққале. У южных ворот города в сторону дворца начинается улица шириной 10 м., которая образует две махалли. По обеим сторонам центральной улицы возведено примерно 200 домов, которые отделяются посредством небольших переулков.

Таким образом, исходя из приведенных выше сведений, можно вывести следующие заключения. Внутреннее строение жилищ, возведенных нашими предками начиная с V-IV тысячелетий до н.э. до второй половины VI века до н.э., составляли деревянные перегородки, где раздельно проживали семьи представителей родовых общин, исповедующих матриархат. А расположенное в центре место для хранения огня в качестве всеобщего место поклонения обеспечивало единение членов рода. Начиная с V века до н.э. население региона в процессе возведения на основе четко продуманного плана городов стало разбивать улицы, перешло к новому методу управления, что есть к образованию кварталов. Во внутреннем строении таких центров, как Ичанқала и Ҳазарасп, Ёнбошқала, Тупраққала, Катқала (Шават), маҳалли занимали важное место. Население Хивы и Хазараспа, которое разделялось согласно своей профессии, пронесло через века традиции махаллинского управления, придав ему новый импульс.

 

Литература

 

1.                  Кесь А.С. Антропогеннис воздействия на формирование аллювиально-дельтовых равнин Амударьи / Культура и искусство древнего Хорезма. - М.: Наука, 1981.- С.73; Вайнберг Б.И. Экология Приаралья в древности и средневековье / Этнографическое обозрение. - М.: Наука, 1997. – С.26.

2.                  Толстов С.П. Древний Хорезм. - М.: Наука, 1948. - С.59-66. Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. - М.: Наука, 1948. - С.55-74.

3.                  Итина М.А. Поселение Якка-порсан-2 (Раскопки 1958-59 гг.). МХЭ, Вып.6. - М.: Наука, 1963. - С.107-129.

4.                  Массон В.М. Древнеземледельческая культура Маргианы. - М.: Наука, 1959. - С.126.

5.                  Воробьева М.Г. Проблема «Большого Хорезма» и археология // Этнография и археология Средней Азии. - М.: Наука, 1979. – С.41.

6.                  Сагдуллаев А.С. Маргиана и Бактрия: исторические традиции и культурные связи в фактическую эпоху / Древний мир. Ашхабад, 1989. – С.17.

7.                  Рапопорт Ю.А. Краткий очерк истории Хорезма в древности и средневековье. – М.: Наука, 1998. - С.29-30. Ягодин В.Н. Древнейшая государственность и проблема «Большого Хорезма» // Вестник Каракалпакского отделения АН РУз. 2007, №3. - С.75-76.

8.                  Массон В.М. Экономика и социальный строй древних обществ. - Л.: Наука, 1976. - С. 145-147.

9.                  Аскаров А. Древнеземледельческая культура эпохи бронзы юга Узбекистана. - Т.: Фан, 1977. - С.143-144.

10.              Болелов С.Б. Некоторые итоги археологических работ на Хумбузтепе // ОНУ. №9-10, 1999. - С. 90.

11.              Сабиров К. Гражданские сооружения кишлаков и городов. - Т.: Фан, 2009.- С.125.

 

Поступила в редакцию 05.02.2015 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.