Процесс адаптации приёмного ребёнка в семье родителей-иностранцев
Слабковская Алёна Игоревна,
аспирантка кафедры педагогики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко.
Научный руководитель – доктор педагогических наук, професор
Марушкевич Алла Адамовна.
Проблема сиротства в Украине стоит достаточно остро, и для её решения применяются различные методы. Самыми распространёнными семейными формами воспитания сирот в настоящее время являются детский дом семейного типа, семья. Приёмная семья – это семья или лицо, не состоящее в браке, добровольно взявшее из учреждений для детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки, от 1 до 4 детей на воспитание и совместное проживание.
Несмотря на то, что приёмная семья и детский дом семейного типа являются достаточно эффективными методами борьбы с сиротством, однако усыновление, на наш взгляд, есть более приемлемым для ребёнка и его дальнейшей социализации. Учёные [6, с. 15; 9, с. 60] утверждают, что здоровое развитие ребёнка возможно только при проживании в биологической и приравненной к ней семье усыновителей, поэтому вторая концептуальная идея заключается в определении семьи как лучшей среды для воспитания. Семья выступает первичной микросредой ребёнка, играет решающее значение в формировании его личности. Семья обеспечивает физическое, эмоциональное, умственное развитие ребёнка, формирует его половую идентификацию и ценностные ориентации, развивает его способности и потенциальные возможности, обеспечивает ребёнка чувством защищенности, безопасности, любви и уважения; способствует овладению ребёнком основными социальными и моральными нормами. Научные исследования показывают, что длительное пребывание ребёнка вне биологической семьи негативно влияет на его развитие, поэтому государство должно создать не только систему заместительной опеки для детей, потерявших заботу биологических родителей, но и условия для получения ребёнком полноценного семейного окружения, необходимые возможности вернуться в реабилитированную биологическую семью или для усыновления [5, с. 28]. Социально-педагогические возможности семьи в воспитании ребёнка определяются способностью родителей (опекунов, попечителей) удовлетворять потребности ребёнка, приспосабливаться к изменениям этих потребностей с течением времени, родительским потенциалом и их компетентностью. Известно, что родительской компетентности можно научиться, поэтому возникает необходимость в создании системы психолого-педагогической помощи и поддержки как биологических родителей, желающих быть хорошими родителями для своего ребёнка, так и для тех, что решили взять на воспитание чужого ребёнка. Для детей, которые лишились родителей, самым лучшим выходом из сложившейся ситуации является усыновление. Усыновление – это принятие усыновителем в свою семью ребёнка на правах дочери или сына, осуществлённое на основании решения суда. Усыновление ребёнка производится в его интересах для обеспечения стабильных и гармоничных условий его жизни, поэтому при решении вопросов дальнейшей судьбы детей, лишенных родительской опеки, устройство в семью имеет приоритетное значение, вытекающее из целесообразности семейного воспитания как естественной микросреды социализации личности.
Процесс вхождения усыновленного ребёнка в новую семью, безусловно, является сложным, напряжённым, часто сопровождается различными спорами как в жизни ребёнка, так и его приёмных родителей. Основные направления работы при вхождении детей в новые семьи непосредственно вытекают из основных периодов, которые определяют этапность адаптации ребёнка в новой семье, наполняются собственно индивидуальным конкретным содержанием с учетом не только рекомендаций специалистов, но и поведенческих проявлений ребёнка в период привыкания к новой симье.
Проблема адаптации ребёнка к новой семье значительно усложняется, если усыновителями являются иностранцы. В этом случае ребёнок должен перенять новую, неизвестную ему культуру, традиции и обычаи народа, выучить язык, привыкнуть к проживанию в условиях новой страны в целом, поэтому актуальным остается вопрос выделения периодов вхождения (или адаптации) усыновленного ребёнка в новую семью, а также к новым родителям-иностранцам.
Первый этап. Знакомство.
Реакция ребёнка на этом этапе будет зависеть от его возраста и личностных особенностей, а также продолжительности знакомства с усыновителями, опытом предыдущих посещений, опытом (или его отсутствием) жизни в своей семье, мысленным образом семьи.
Маленькие дети (2 – 4 года), которых воспитывали в интернатном учреждении, в начале первого этапа обычно испытывают сильную тревожность. Новые вещи, чужие запахи, необычный образ жизни, большое количество незнакомых предметов и явлений (лифт, стиральная машина, газовая плита и т.д.), отсутствие людей, которым они доверяют, могут сильно повлиять на эмоциональное состояние детей. В результате ребёнок становится настороженным, может плакать и кричать. Нарушение сна, ночное недержание мочи, отсутствие аппетита, а также вспышки агрессии нередки в первые два – четыре дня. В то же время большое количество новых впечатлений, осознание, что он нашёл себе семью, делает его радостно возбужденным после того, как первый шок от перемещения прошёл [7, с. 57].
В первые дни пребывания в семье ребёнок отдаёт предпочтение кому-то одному из родителей [8, с. 90]: чаще – матери, иногда – отцу. Нужно время, чтобы он начал одинаково относиться к обоим родителям.
Старшие дети, если их готовили к жизни в новой семье и они имели достаточно времени для того, чтобы хорошо познакомиться с будущими родителями, также испытывают тревожность, но могут её контролировать. При этом активные дети чувствуют себя увереннее, они всем интересуются, говорят, пытаются обратить на себя внимание – их поведение отличается желанием понравиться и угодить. Менее активные делают попытки угадать желания родителей и отличаются послушанием и примерным поведением .
При отсутствии надлежащей подготовки дети, которых внезапно поместили в семью, подвергаются сильному стрессу. Степень выраженности эмоционального напряжения зависит от разницы между условиями, в которых формировались адаптационные механизмы, и существующими условиями. Ребёнок в первые дни не способен структурировать ситуацию в соответствии с представлениями о самом себе и окружающих. Он также не может использовать сложившиеся ранее приспособительные реакции, поэтому в течение первых двух-трех дней ребёнок в зависимости от личностных особенностей может плакать, стоять (сидеть) у дверей, пытаться убежать, вступать в драки с родителями. Крайние проявления адаптационных процессов наблюдаются в виде приступов «тошноты», расстройства пищеварения и др. Помочь ребёнку в этой ситуации может поддержка и доброжелательное объяснение правил семьи [4, с. 100]. В этот период дети могут вспоминать своих биологических родителей или детское учреждение. Они могут путаться в именах, забывать, где кто. Окончание этого этапа характеризуется установлением допустимого для обеих сторон равновесия. Родители и дети проявляют взаимную терпимость к стереотипам поведения друг друга.
Второй этап. Экспансия.
Ребенок уже знаком с основными правилами семьи и требованиями родителей, однако он ещё не испытывает к ним настоящей привязанности. Кроме того, дети, которые имели опыт частых перемещений, продолжают рассматривать семью как временное пристанище. Несколько освоившись и приняв как факт, что родители являются весьма к ним снисходительны, дети возвращаются к знакомым им формам поведения. Это один из самых тяжёлых этапов в становлении семьи. Среди поведенческих реакций детей в этот период – агрессивные выпады и выражения типа «всех убью». Ребенок может ломать игрушки, демонстративно не подчиняться, делать «назло», на поцелуи и объятия реагировать укусами, плеваться, при этом оставаясь очень чувствительным, склонным к преувеличению жалоб, тревожности и слезам. Он стремится утвердиться в новой семье, упорно настаивая на своём. Контроль над ситуацией и родителями позволяют ему уменьшить тревожность, которая всё ещё ощутима. Негативное поведение этого периода вызвано желанием «проверить родителей на прочность», а также установить границы дозволенного.
Третий этап. Псевдоадаптация.
Сориентировавшись в поведенческих границах и определив допустимые формы поведения, дети становятся более спокойными и сдержанными; в то же время в большинстве из них замечаем регресс в поведении. Они просят выполнить за них те действия, которые уже усвоили: «одень меня», «покорми, как маленького», «покачай на ручках» и др. Часто спрашивают, любят ли их родители, и сильно беспокоятся, если им надо на время расстаться с родителями. Всё ещё нередки случаи агрессивного поведения и детских обид, однако обращение к старым привычкам случается всё реже. В целом, становясь послушными, дети при отсутствии взрослых могут затевать ссоры и не выполнять какие-то правила семьи. Бывают случаи кражи, обмана, сквернословия. На этом этапе уже заметны изменения во внешности ребенка: изменяются выражение и цвет лица, оно становится осмысленнее, живее. Ребенок становится более дружелюбным и чутким. Третий период характеризуется внешней приспособленностью ребенка к жизни в семье. В то же время ценности семьи ещё не стали его ценностями.
Четвертый этап. Привыкание.
У ребёнка исчезает напряжение, поведение становится уравновешенным. При решении проблем ребёнок часто обращается к родителям. Объятия и поцелуи спонтанные. Ребёнок с удовольствием участвует во всех делах семьи, может объяснить, почему необходимо сделать так, а не иначе. Легко идет на уступки родителям.
Пятый этап. Уподобление.
Ребёнок уже ничем не отличается от «домашнего». Он чувствует себя свободно, становится независимым и самостоятельным. Между ребёнком и родителями установлена взаимная привязанность. Ребёнок охотно выполняет просьбу взрослого, не затрагивает родственные правила. Появляется интерес к жизни в семье и чувство гордости за нее. Плохие привычки, как правило, преодолены. Ребёнок с юмором вспоминает своё бывшее поведение, сочувствует родителям. Ослабевает напряжение при расставании с родителями. Адаптационный период у большинства детей заканчивается через 8 – 9 месяцев жизни в семье (как на территории Украины, так и за ее пределами) [1, с. 22]. Условием успешного прохождения адаптации является правильное поведение родителей, которое заключается в терпеливом, доброжелательном, эмпатическом, требовательно-последовательном и гибком отношении к ребёнку. Разворачивая дальнейшее определение процессов адаптации детей-сирот к родителям-иностранцам, нужно очертить целый ряд трудностей в воспитании приёмных детей: агрессивное поведение в отношении родителей-усыновителей, пассивное сопротивление воспитанию, отношение родителей к приёмному ребенку, невозможность со стороны родителей достаточно контролировать проведение детьми свободного времени , взаимоотношения между детьми (если ребенок не один в семье), психологические риски воспитания мальчиков одинокой женщиной и наоборот – девочек одиноким мужчиной и тому подобное. Психологи советуют: чтобы избежать всевозможных негативных явлений, нужно, во-первых, раскрыть ребёнку его происхождение (если он был принят в семью в раннем возрасте и не помнит своего прошлого), дать ему возможность спокойно это осознать. Во-вторых, если в семье есть родные дети, важно, чтобы родители со всеми общались одинаково, не отдавая предпочтение никому. Воспитание приёмных детей – это обычный процесс воспитания, но он требует от родителей ещё большего терпения, чем при воспитании своих родных детей [13, с. 410]. Адаптация и благополучие ребёнка в приёмной семье зависят и от условий жизни, предоставляемых в семье для его развития, профессиональных умений и личностных качеств приёмных родителей, от школьной жизни. Несмотря на то, что в семью передают в основном детей из детских домов, педагогам школ следует учитывать основные причины школьной дезадаптации таких детей: низкий уровень здоровья, задержка психоэмоционального развития вследствие семейной депривации, педагогическая запущенность. Это выражается в низкой самооценке, в ограничении общения вплоть до отказа от сотрудничества, увеличении пассивности, неуверенности в своих возможностях, в быстрой потере побудительных мотивов, приводит не только к потере интереса к учебной деятельности, но и к неспособности осваивать общие учебные умения. У многих детей возникает защитно-избегающая модель общения со взрослыми: они пассивны, апатичны, равнодушны, не относят к себе обращения, задачи, адресованные другим детям. Некоторые ведут себя демонстративно агрессивно. Для них характерны недружелюбие, неприятие норм школьного поведения. Есть и такие, которые пытаются разжалобить учителя, переложить свою работу на другого. Процесс восстановления детей из приёмных семей как субъектов познавательной деятельности достаточно сложен и связан с общим образом их жизни. Это прежде всего создание для каждого ребенка таких условий, в которых он будет спокойным за свой быт, уверен в том, что он принят таким, как есть, что о нём заботятся и он в безопасности. Первое время все силы детей тратятся на преодоление тревоги и беспокойства, а на обучение не остаётся энергии и возможностей [3, с. 170]. Создание для них безопасного окружения на первом этапе очень важно. Это предусматривает конфиденциальность информации о ребёнке (чтобы он был уверен, что факты и события его прошлой жизни не будут обсуждаться детьми и взрослыми) [11, с. 59]. Другим важнейшим условием и общей адаптации ребёнка, и преодоления школьной дезадаптации является его освобождение от груза негативного прошлого, от травмы, связанной с расставанием с родными и изменением условий. Непонимание ребёнком своего положения и жизненных перспектив препятствуют формированию у него интереса к учёбе. В связи с этим необходимы проведение работы с прошлым ребёнка, психологическая поддержка, направленная на повышение его самооценки [10, с. 60]. Другим важным условием эмоционального благополучия ребёнка в школе является создание ситуации успеха в познавательной деятельности. Согласно пропусков в знаниях определяется зона его ближайшего развития, разрабатывается индивидуальная программа освоения определённого круга знаний и умений. Важное значение для укрепления желания учиться имеет наличие у ребёнка всех необходимых учебных пособий [12, с. 26]. С одной стороны, это дает ему чувство уверенности и удовольствия от собственной значимости, а с другой – блокирует желание оправдать невыполнение уроков отсутствием необходимого. Учитывая интересы ребёнка, ему нужно предоставить возможность заниматься интересным для него делом, включать в систему дополнительного образования. Очень важно, чтобы за успеваемостью ребёнка в школе следили все члены семьи, это давало бы ему чувство необходимости и причастности к семье, повышало бы самооценку и положительно настраивало на обучение [2, с. 15]. Адаптационный процесс может быть менее болезненным, если у приёмного ребёнка появится новое увлечение (хобби), например: коллекционирование марок, открыток, монет, игрушек, гербария и т.п., спорт, рукоделие (вязание, шитье, макраме и т.д.). Конечно, когда свободное время ребёнка занято полезными делами, это хорошо, но важно, чтобы он сам выбирал себе занятия ( играть с друзьями на улице, смотреть телевизор, вязать или рисовать, ходить в кино или заниматься в кружке, спортивной секции и т.п.); приёмные родители могут только предлагать, а не настаивать.
Итак, подытожив все выше сказанное, следует отметить, что процесс адаптации ребёнка в приёмной семье является чрезвычайно важным и сложным. От его успешности зависит вхождение ребёнка в семью, его будущее развитие и социальные достижения, поэтому на данном этапе основной задачей приёмных родителей, педагогов, психологов, социальных работников, осуществляющих сопровождение такой семьи, является обеспечение детям социально-педагогических условий, при которых вхождение ребёнка в приёмную семью пройдёт наиболее быстро и наименее болезненно.
Литература
1. Андриенко Е. В. Психолого-педагогическая диагностика интеллекта в процессе обучения / Е. В. Андриенко, О. В. Нешко // Педагогическое образование и наука. – 2006. – № 4.
2. Анисимов В. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития / В. Анисимов // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3.
3. Анненкова Н. В. Готовность педагога к сопровождению семьи в вопросах воспитания / Н. В. Анненкова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2010. – № 2.
4. Баркан А. И. Плохие привычки хороших детей: учимся понимать своего ребёнка / А. И. Баркан. – М.: Дрофа Плюс, 2003.
5. Бевз Г. М. Сім’ї заміщувальної опіки: соціально-психологічні аспекти / Г. М. Бевз // Наукові студії із соціальної та політичної психології: Зб. статей АПН України, Ін-т соціальної та політичної психології / Редкол.: С.Д. Максименко, М.М. Слюсаревський та ін. – К.: Міленіум, 2005. – Вип.9 (12).
6. Белоус О. В. Проблемы социальной адаптации детей-сирот / О. В. Белоус // Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе подготовки социальных педагогов: сб. науч. статей. – Армавир: Ред.-изд. центр АГПУ, 2009.
7. Возрастные стандарты социализации детей-сирот / Под ред. А. М. Беляевой. – М.: Владос, 2009.
8. Григорьева Л. М. Родителям на заметку: советы социального педагога / Л. М. Григорьева, Т. В. Чичкова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2009. – № 4.
9. Должникова Л. П. Программа занятий для детей и родителей «Навстречу друг другу» / Л. П. Должникова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2010. – № 2.
10. Дубровина И. В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И. В. Дубровина // Возрастные особенности психического развития детей / Дубровина И. В., Лисина М. И. – М.: Педагогика, 2002.
11. Єрмаков І. Г. Нова школа нової України на зламі століть / І. Г. Єрмаков // Психологія і педагогіка життєтворчості. – К.: ІЗМН, 1996.
12. Захарова Л. Дитя в очереди за лаской / Л. Захарова. – М., 2000.
13. Кухар А. О. Актуальні питання удосконалення інституту міжнародного усиновлення / А. О. Кухар // Держава і право. Юридичні і політичні науки – 2010. – Вип. 48.
14. Слободчиков В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2001. – № 4.
Поступила в редакцию 28.01.2015 г.