Разработка учебно-методических пособий для студентов художественно-графических факультетов в условиях развития современного образовательного процесса
Новиков Валериан Лесвенович,
бакалавр, кафедра дизайна,
Гильманов Ильдар Рашитович,
старший преподаватель кафедры изобразительного искусства.
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа.
В статье рассматривается проблема разработки и обновления специальных учебно-методических пособий, которые направленны на сопровождение учебной деятельности будущих представителей творческих профессий. В качестве объекта исследования выступает разработка учебно-методического пособия по дисциплине «Специальная живопись» для группы студентов третьего курса направления подготовки 072500 «Дизайн», реализуемого на художественно-графическом факультете ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы.
В процессе подготовки студентов творческих специальностей на художественно-графических факультетах никогда не утратит своей значимости применение учебно-методических пособий в частности наглядных плакатов по профильным дисциплинам. В связи с этим обуславливается актуальность нашего исследования. Кроме того, изучение тенденций в мире искусства и дизайна, анализ современных образовательных программ и направлений подготовки, реализуемых на художественно-графических факультетах, позволили обозначить, что развитие современной науки и технологий порождает новые требования и к представителям творческих профессий. В виду прогресса науки и техники появляются новые образовательные программы, какие-то программы обновляются и совершенствуются.
Благодаря современным тенденциям и развитию науки и новых технологий возникает целесообразность введения новых учебных дисциплин и модулей в основные образовательные программы, например, относительно художественно-графических факультетов, эта проблема рассматривается в работе [2]. К подобным нововведениям необходимо подходить грамотно с точки зрения организационно-технологического фактора и учебно-методической обеспеченности образовательного процесса.
Стоит справедливо подчеркнуть, что необходимо добавлять новые вспомогательные элементы в виде учебно-методических пособий в современный образовательный процесс студентов художественно-графических факультетов, чтобы помочь учащимся осваивать необходимый материал, применять его на практике и улучшить качество современного образования. Однако некоторые программы, нуждающиеся в подобной доработке в соответствии с современными требованиями, не подвергаются каким-либо изменениям. Чтобы проверить данную гипотезу, для анализа были выбраны федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 «Дизайн», утвержденный в 2009 году, и основная образовательная программа по данному направлению. А в качестве примера для создания нового учебно-методического пособия была взята дисциплина «Специальная живопись» в процессе обучения студентов третьего курса выбранного направления. Также были проанализированы: аудитории для занятия живописью, специальная и учебно-методическая литература библиотеки факультета. Это позволило выяснить следующее: некоторые аудитории, предназначенные для занятий живописью, не снабжены, либо не полностью снабжены учебно-методическими пособиями; основная часть литературы направлена на образовательный процесс студентов в целом, без особого разделения на множество направлений подготовки и годы обучения. Исходя из этого, подтверждается актуальность создания новых учебно-методических пособий для студентов.
К тому же, в связи с увеличением потока студентов, возникает необходимость оборудования и расширения количества специальных учебных мастерских, например, для занятий рисунком и живописью. Большая часть этих мастерских не обеспечена наглядными учебно-методическими пособиями по этим дисциплинам, поэтому следует еще раз подчеркнуть целесообразность разработки подобных пособий.
Исходя из первоначального анализа информации, было принято решение создать учебно-методическое пособие по дисциплине «Специальная живопись» для кафедры изобразительного искусства на художественно-графическом факультете. Пособие планировалось применять в учебных мастерских на занятиях специальной живописью. Фокус-группой для исследования, как уже было сказано ранее, явилась группа студентов третьего курса, обучающихся по направлению подготовки «Дизайн».
Первым этапом в реализации идеи создания пособия послужил анализ литературы по темам специальной живописи и цветоведения. После чего собирались необходимые репродукции, представляющие собой тематические произведения художников и работы студентов предыдущего семестра, отражающие качественное освоение дисциплины «Специальная живопись». Само пособие было задумано как комплект плакатов, спроектированных на компьютере и растиражированных в типографии. Особую важность в содержании большинства плакатов представляет цветовой круг, так как он является основой теории цвета и дает систему расположения цветов [1].
Чтобы перевести собранные материалы в электронный формат, потребовалось сфотографировать их при помощи фотокамеры высокого разрешения. Полученные изображения были отредактированы с применением цветокоррекции в программе Corel Draw X5 для максимальной точности передачи цвета при печати. Общая схема компьютерного проектирования большинства плакатов представляет собой примерно следующую последовательность: импорт изображения в программу; набор текста: тип живописной работы, название и автор работы (при наличии авторства профессионального художника); добавление на макет 24-секторного цветового круга, разработанного в той же программе с учетом законов цветоделения; выделение цветового сектора, соответствующего принципу творческой работы (при наличии особого типа работы).
В пособие включено 21 наименование общих видов творческих работ по специальной живописи. Для каждого вида разработано разное количество плакатов. Каждый плакат распечатан на бумаге формата А3 максимальной плотности (300 гр.). Общее количество плакатов: 78.
Перед распечаткой электронные макеты всех плакатов были проверены преподавателями кафедры и после внесения необходимых корректив допущены к распечатке. Растиражированные плакаты пособия были просмотрены ответственным преподавателем кафедры, и часть плакатов была отобрана для вывешивания в аудитории, для чего был изготовлен небольшой стенд из ПВХ с карманами из тонкого оргстекла. Выбранные плакаты соответствовали изучаемой студентами на тот момент темы, которая предполагала наличие знаний о цветовом круге и цветовых решениях. Студенты получили задания для творческих работ и были готовы выполнять их. Во время выполнения задания каждый студент мог посмотреть наглядный пример выполнения, опираясь на плакаты разработанного пособия.
В результате эксперимента были выявлены основные положительные стороны разработанного пособия: удобство наглядного донесения информации о специальной живописи, цветовом круге и правилах его использования; обращение студентов к пособию в процессе занятий; пособием могут воспользоваться не только студенты выбранной для исследования группы, но и учащиеся по смежным направлениям подготовки, занимающиеся живописью в той же мастерской, они могут использовать пособие в качестве вспомогательного элемента для актуализации знаний о цветовом круге и сочетании цветов.
Следует также отметить еще одну составляющую нашего исследования — раскрытие специальной живописи как особой живописи, предназначенной для подготовки дизайнеров или художников различных профилей специализации, не имеющих особой направленности на академизм.
Разработанное учебно-методическое пособие по дисциплине «Специальная живопись» имеет большую ценность для образовательного процесса, проходящего на художественно-графическом факультете ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы, так как разрабатывается впервые и отражает систематизацию знаний о цвете и особенностях специальной живописи.
Сопровождение учебной деятельности студентов художественно-графических факультетов учебно-методическими пособиями является важной составляющей в образовательном процессе. Благодаря таким пособиям активизируется творческая деятельность методом наглядного восприятия. Применение и создание подобных пособий имеет особую значимость в процессе подготовки представителей творческих профессий: художников, дизайнеров, декораторов, оформителей, мастеров декоративно-прикладного искусства. Наше исследование подтверждает необходимость обновления и создания новых учебно-методических пособий по специальным дисциплинам на художественно-графических факультетах.
Литература
1. Иттен И. Искусство цвета. М.: Дмитрий Аронов, 2014. 96 c.
2. Новиков В.Л. Применение современных технологий в декоративно-прикладном искусстве и дизайне // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: материалы XIV межд. науч.-практ. конф. г. Москва, 24-25 декабря 2014 г. / Отв. ред. А.Ф. Долматов. М.: Изд-во «Институт стратегических исследований», 2014. С. 129-134.
Поступила в редакцию 10.03.2015 г.