ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Анализ концептуальных подходов к проблемам десоциализации и ресоциализации личности

 

Царева Екатерина Сергеевна,

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Симферополь.

 

Процесс социализации постоянно сопровождается необходимостью выбора человеком одной из альтернатив поведения, различными реакциями во взаимодействии с отдельными людьми и социумом. И хотя для большинства индивидов социальные требования являются стимулом для совершенствования, достижения гармонии с социальной средой, есть и те, кто негативно реагирует на требования общества, что вызывает отклонения в поведении, асоциализацию, то есть усвоение личностью норм, ценностей, негативных ролей, стереотипов поведения, способствующих деформации общественных отношений, дисгармонии во взаимодействии человека и общества [2; 5; 9].

 Большинство социально-психологических подходов к социализации личности основывается на осознании уникальности ее бытия, на убеждениях в том, что она является высокосознательным существом с неисчерпаемыми возможностями для положительного роста и самоактуализации в обществе. Однако наряду с социально приемлемыми образцами человеческого поведения существуют и антиобщественные, антисоциальные проявления (наркомания, алкоголизм, преступность, жестокость, апатия, суицид и т.д.), которые являются следствием асоциализации личности [3; 4; 10].

Проблема асоциализации связана с десоциализацией человека – процессом, который характеризуется отчуждением личности от основной массы людей, вхождением в асоциальные или антисоциальные неформальные группы, что является негативным результатом ее существования в социуме. Вследствие десоциализации человек может частично или полностью потерять усвоены нормы и ценности. Это может быть обусловлено его изоляцией, унификацией, ограничением общения и возможностей для повышения культурного уровня и др.

 Процесс десоциализации сигнализирует, что на определенной стадии происходит деформация социализации личности (в основном под влиянием негативной микросреды), результатом которой является разрушение предыдущих положительных норм и ценностей и усвоение антиобщественных образцов поведения [5; 6].

Проявлением асоциализации является девиантное поведение. Социально-психологический механизм внутренней и внешней детерминации девиантного, в том числе и противоправного поведения требует сочетания таких подходов при изучении личности: социально-типологического (анализ социальной позиции личности, социальных норм, отвечающих ей, их восприятие и исполнение); социально-ролевого (этико-правовая оценка конкретных ролей личности и ее индивидуальных характеристик); собственно коммуникативного (выявление механизмов воспроизводства социально-психологической реальности, способов социально-психологического отражения, конкретных связей и отношений) [2; 7; 8; 10].

 Асоциализации личности происходит одновременно с ее социализацией. Эффективность социальной адаптации (в частности социально-психологической адаптации) как одной из форм социализации в значительной мере зависит от того, насколько адекватно личность воспринимает реалии социально-психологического пространства (взаимосвязи, групповые процессы, особенности взаимодействия и др.), обнаруживает рефлексивно-перцептивные возможности, способности к изменению поведения и общения и др. Обратным процессом в социально-психологической адаптации является социально-психологическая дезадаптация личности – нарушение процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды средствами взаимодействия и общения, ложного или недостаточно развитого представления человека о себе и своих социальных связях и межличностных контактах. Социально-психологическая дезадаптация проявляется в патологической и непатологической формах, которые существенно отличаются по структуре и механизмам. При непатологической дезадаптации снижение общего уровня адаптации происходит из-за сужения сферы деятельности и общения и ослабления их интенсивности. Проявлением непатологической дезадаптации является, например, отклонения в поведении и переживаниях субъекта, связанные с его недостаточной социализацией, социально принятыми установками, резким изменением условий существования, разрывом важных социальных отношений и т.п. Патологическая дезадаптация сопровождается разрушением основных направлений адаптационной деятельности, появлением патологических вариантов адаптации. Проявлениями патологической социально-психологической дезадаптации является агрессивное поведение, суицид и др. [1; 6; 10].

 Ресоциализация – восстановление ранее нарушенных качеств личности, необходимых ей для полноценной жизнедеятельности в обществе. По своей сути это процесс социального обновления личности, усвоение ею положительных, с точки зрения общества, социальных норм и ценностей, образцов поведения. Связана ресоциализация с разрушением усвоенных индивидом в процессе асоциализации, десоциализации негативных антиобщественных норм и ценностей, привитием признанных обществом ценностей и поступков. Ресоциализирующие мероприятия осуществляют те же социальные институты, что и социализацию: семья, школа, трудовой коллектив, учебные заведения, общественные организации и т.п. В частности, процесс ресоциализации предусматривает разрушение асоциальных образцов поведения, обновления и развитие у личности социально полезных связей с обществом, закрепление позитивных социальных ценностей [2; 8; 9; 10].

Заметим, что история активного употребления понятия «ресоциализация» насчитывает немногим более двух десятков лет. С другой стороны, термин «социализация» или производные от него используется научными аппаратами различных наук более века. Это привело к тому, что исследователи вкладывали в содержание этих понятий разные по содержанию нюансы, а многообразие методологических, идеологических, политических, языковых барьеров (поскольку это заимствованные термины) привело к неоправданно большому количеству трактовок и интерпретаций их сущностных характеристик. Отправным для обеих категорий – социализации и ресоциализации – является понятие развития личности. Понятие «развитие» довольно сложное и общее, большинство психологических исследований исходит из понимания развития как специфического процесса изменений, результатом которого является возникновение качественно нового, поступательного процесса восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному, накопления количественных изменений и переход их в качественные [1; 3; 9].

Для понимания сущности ресоциализационного процесса важной, с нашей точки зрения, является идея, высказанная Г. Андреевой, которая отмечает, что «социализация – это двусторонний процесс, который включает в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [9, с. 27]. В рамках нашего исследования это мнение важно тем, что в нем отражен момент разрыва между приобретением, усвоением индивидом положительного социализационного набора и неспособностью его воспроизвести в реальной жизни. Приобретенный, усвоенный и воспроизведенный социальный опыт неадекватны, а размер разрыва между ними определяет уровень десоциализации личности.

Важным, на наш взгляд, является также утверждение В. Москаленко о том, что понятие «формирования личности отражает процесс становления и развития личности с точки зрения порождения, приобретения законченности и зрелости ее личностных черт, в то время как понятие социализации фиксирует не только процесс становления, но и развитие зрелых форм социальности индивида, их модификацию в ходе включения личности в систему новых связей и зависимостей» [7, с. 51]. Продолжая мысль автора, отметим, что ресоциализация именно и предусматривает восстановление утраченных форм зрелой социальности, причем процесс этот осуществляется в специально организованных условиях, путем создания и разветвления системы новых связей и отношений, переориентации внутренней направлености личности.

Приведенного достаточно, чтобы, имея серьезные теоретические основания, определить десоциализацию как разрыв или искажения в адекватности между приобретенным, усвоенным и воспроизводимым личностью социальным опытом конкретного общества, с точки зрения общечеловеческих ценностей и общепринятых норм поведения. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что десоциализация может происходить на этапах приобретения опыта, усвоение опыта (положительный социальный опыт по каким-то причинам вызывает отторжение, высокие или слишком низкие требования, двойные стандарты и т.п.) или активного воспроизводства (социализированное поведение не одобряется, не дает результатов или результаты менее выражены, чем при асоциальном поведении, отсутствие поддержки в желании подражать положительному социальному опыту, искажения в направленности личности и т.п.).

Сейчас трудно однозначно назвать ученого, который впервые предложил термин «ресоциализация» для использования в качестве одной из основных категорий в психологии. Можно лишь заметить, что с конца 80-х годов ХХ века этот термин приобрел всеобщее употребление в научной литературе авторов советской, а затем постсоветской школы. В зарубежной англоязычной научной литературе, как правило, используется термин «реинтеграция». Термины «реинтеграция» в зарубежной и «ресоциализация» в отечественной психологической литературе, в данном случае, по смысловому наполнению могут рассматриваться как синонимы. На сегодня понятие «ресоциализация» стало вытеснять ранее употребляемые термины «перевоспитания» и «исправления», которые не охватывали деформированной социализированности личности, а также все многообразие окружающего социума, продолжающего влиять на нее, несмотря на искусственные ограничения. Существует научная позиция, при которой ресоциализация рассматривается в рамках психолого-педагогических течений, возникших как альтернатива идеям запугивания, необходимости наказания как искупления вины. К таким течениям можно отнести: «теорию ресоциализации делинквента», теории коррекции личности, модификации поведения и др. В этом случае под ресоциализацией понимается юридическое исправление в результате пенитенциарных воздействий и усвоения социальных норм поведения. При этом следует отметить, что в пенитенциарной и коррекционной психологии наряду с термином «ресоциализация» более активно и правомерно употребляется термин «социальная реабилитация», который в большей степени отражает сущность этого процесса [4; 6; 7; 9].

Свидетельством стихийности и неоднозначности научного обихода может быть тот факт, что термин «ресоциализация» не только ограниченно представлен в справочно-энциклопедических изданиях, но и не имеет однозначной трактовки. Так, словарь-справочник для социальных работников определяет ресоциализацию как повторную социализацию, происходящую в течение всей жизни индивида в связи с изменениями его установок, целей, норм и ценностей жизни; процесс приспособления девиантного индивида к жизни без конфликтов.

Исключение может составлять позиция, при которой ресоциализация рассматривается вне пенитенциарного контекста, как следствие измененных социальных ценностей и условий, заставляющих вполне законопослушного человека модифицировать уже сложившуюся социальную поведенческую модель. В этом случае ресоциализация будет выступать как один из этапов непрерывного процесса социализации. Однако в отечественной науке такая точка зрения пока не получила еще широкого распространения, но в контекте исследования послекризисных этапов жизнедеятельности человека она приобретает для нас особую значимость.

С социально-психологических позиций ресоциализация трактуется как восстановление личностью качеств, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе; усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних; комплекс мероприятий, направленный на восстановление социального статуса личности, потерянных или несостоявшихся социальных навыков, переориентация социальных и референтных ориентаций человека путем включения их в новые, положительно ориентированные отношения и виды деятельности.

 

Литература

 

1.                  Авермат Э. В. Социальное влияние в малых группах / Э. В. Авермат; [пер. с англ.] // Перспективы социальной психологии / Ред.-сост. М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон [и др.]: пер. с англ. А. Мирера [и др.]. – [2-е междунар. изд.]. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 504–547.

2.                  Баранов Ю.В. Правовая социализация: традиции и новации / Ю.В. Баранов. – Казань: Познание ИЭУП, 2007. – 156 с.

3.                  Бирхофф Г. У. Просоциальное поведение / Г. У. Бирхофф: пер. с англ. // Перспективы социальной психологии / Ред.-сост. М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон [и др.]: пер. с англ. А. Мирера [и др.]. – [2-е междунар. изд.]. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 398–420.

4.                  Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 234 с.

5.                  Васильева Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения / Ю. А. Васильева // Психологический журнал. – 1997. – № 2. – С. 58–75.

6.                  Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Я. И. Гилинский // Социологические исследования. 1991. – № 4. – С. 72–78.

7.                  Москаленко В. В. Социализация личности / В. В. Москаленко. – К.: Вища школа, 1986. – 200 с.

8.                  Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. – М.: Наука, 1979. – 336 с.

9.                  Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия по психологии / Сост. А. Л. Свенцицкий. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

10.              Яссман Л. В. Психология отклоняющегося поведения / Л. В. Яссман. – Хабаровск: ДВГУПС, 2003. – 176 с.

 

Поступила в редакцию 09.09.2015 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.