Трансформация культуры и духовных ценностей современной молодёжи
Назаров Мухитдин,
доцент кафедры социальных наук,
Тайлакова Феруза Султановна,
старший преподаватель кафедры история Узбекистана.
Андижанский машиностроительный институт.
Статья посвящена анализу трансформации культуры и духовных ценностей молодёжи на современном этапе. Суть ее заключается в исторической необходимости осознания общепланетарной роли культуры как главного фактора развития общности людей.
Ключевые слова: трансформация ценностей, культурология, модели культуры.
Узбекистан сегодня является независимым демократическим государством с мощным экономическим потенциалом, развитыми духовно-нравственными устоями. Как подчеркнул Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов, население Узбекистана сегодня составляет 31 миллион человек, свыше 60 процентов которого – молодежь в возрасте до 30 лет [1.23].
Духовная жизнь общества и в частности молодёжи является актуальной сферой его жизнедеятельности. Центральным вопросом в жизнедеятельности общества является развитие их духовной культуры и трансформация их духовных ценностей.
Одним из важнейших аспектов изучения культуры как феномена человеческого бытия в социогуманитарном знании является культурное воспроизводство, которое ограничено, включает в себя, наряду с трансформацией ценностей из прошлого в будущее, процесс из развития и сущностного изменения. С нашей точки зрения, культурное воспроизводство необходимо изучать, прежде всего, как процесс воспроизводства ценностей и норм, так как именно они являются ядром любой культуры, а всё остальные элементы направлены на их продуцирование, передачу и сохранение.
ХХ век подвел определённую черту в развитии человеческого сообщества и выдвинул новую парадигму культурологическую, от претворения которой будет зависеть судьба человечества настоящего века. Суть ее заключается в исторической необходимости осознания общепланетарной роли культуры как главного фактора развития общности людей. В этой связи актуализируется проблема исследований модели культурного человека как такового. Культура жизни создается, накапливается и передается социальными институтами последующим поколениям, образуя субстанциональную основу цивилизации. Циклические процессы в историческом развитии человечества связаны, с одной стороны, с тенденцией культуры к сохранению культурных ценностей и традиций, с другой стороны, со стремлением молодежи обновить традицию в соответствии с изменяющейся субъектно-объектной ситуацией.
Процессы трансформации, которым подвержена современная культура, происходит во многом благодаря стремительному развитию информационно–коммуникативных технологий.
Современные медиасистемы, буквально вторгаясь в существо человеческой жизни, захватывая всё новые и новые жизненные пространство, навязывают человеку свой схематизм потребления и интерпретации поставляемой информации, полностью дестабилизируя его повседневный опыт, требуя нового приспособления к предъявляемому здесь составу и характеру виртуальной жизни.
В развитии современной информационной цивилизации все чаще просматриваются попытки ограничения, приобретающие различные формы культурного противопоставления и даже противоборства между субъектами разных культур, нередко выдвигающей на первый план взаимоотношения идеологические, религиозные, национальные или иные отличия.
Понять последние – значит занять особую культурную позицию, предполагающую «вненаходимость» и «диалог», который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур». В таком контексте идеи диалогичности в культуре оказывается созвучными утверждаемому в современном образовании принципу диалогичности как основы целостной концепции гармоничного воспитания будущих поколений, способной преодолеть ограниченность консьюмеристских устремлений, утверждением духовно–эстетических ценностей.
В свою очередь, культура, будучи сложной системой, обладает определенной структурой, которая может быть представлена в тех же терминах, а именно: культура имеет свою природу – тело, душу и дух. Проблема культурных трансформаций обусловлена позицируемостью духовности, телесности или душевности в пространстве соотношение духа, тела и души культуры. В контексте этих соотношений происходит формирование сознания человека, которое в массе абсолютно зависит от господствующей идеологии, порожденной объективным знанием, инициированным приоритетностью того или иного лика культуры [2.81].
Одним из факторов, обусловливающим ментальную трансформацию сознания человека в контексте культуры и способствующим процессу адаптации молодежь в социокультурном пространстве, является здравый смысл – продукт биопсихосоциального взаимодействия.
Литература
1. Каримов И.А. Исторические наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации / Материалы международной конференции.– Ташкент: «Узбекистан», 2014.
2. Лагута Л.М. Трансформация социальных ценностей студенческой молодёжи // Актуальные проблемы социально–гуманитарных наук. Материалы Всеукраинской научной конференции.– Днепропетровск: «Инновация», 2011.
3. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: «Гардарики», 2001.
Поступила в редакцию 10.06.2015 г.