Экологическая культура безопасности
Алымкулов Марат Сапарбекович,
кандидат философских наук, доцент, докторант института политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики.
На сегодняшний день проблема экологической культуры безопасности становится актуальной для всех стран мира и потому необходимость исследования в научно-философском контексте может способствовать комплексному анализу сущности данной проблемы.
Цель данной статьи заключается в проведении анализа сущности проблемы экологической культуры безопасности.
Ключевые слова: экологическая культура безопасности, научно-философский анализ, социоприродная система, «культурная среда», массовое сознание, материальная и духовная культура, духовно-социо-природная целостность человека.
Today the problem of ecological culture of safety becomes an actual problem for all countries of the world and therefore need of research for a scientific and philosophical context can promote the complex analysis of essence of this problem.
The purpose of this article consists in carrying out the analysis of essence of a problem of ecological culture of safety.
Keywords: ecological culture of safety, the scientific and philosophical analysis, soсio-natural system, "the cultural environment", mass consciousness, material and spiritual culture, spiritual-socio-natural integrity of the person.
Происходящий экологический регресс в силу противоречивого характера социоприродной системы представляет собой деградацию природной и социальной сферы человека. С точки зрения философской рефлексии неизбежный материальный рост сопровождается духовной деградацией культуры и общества в целом. Постепенно происходит универсализация культуры ниже своего уровня, для более или менее доступности для широких масс потребителей. Это становится характерно, для всех слоев общества, где высокие культурные ценности прошлого стали обретать примитивизированные образцы для быстрого «приобщения» к вечным ценностям. Извечные философские вопросы «что же такое культура вообще?», «какую роль выполняет культура в природе человека?» особую актуальность приобрели в ХIХ века, в связи с острыми социально-политическими процессами в обществе происходившими в Западной Европе. В этот период сформировались в обществе две противоположные мнения на культуру в целом: пессимистическая и оптимистическая. Пессимистическая культура превращала человека послушное орудие в руках враждебных человеку сил (Жан-Жак Руссо, Ф.Ницше). Оптимистическая – воспринимала культуру как средство и носителя цивилизованного начала (Иоганн-Готлиб Гердер, Р.Арон, Д.Белла). В техногенную эпоху перманентно происходит трансформация традиционных культурных ценностей человека. Человек все более оказывается в «пограничной ситуации», когда его жизнедеятельности грозит девальвация классических ценностей и соответственно образов культур, посредством технических услуг. В результате происходит культурный эклектизм, «размывание» контуров человеческих ценностей, что приводит к изменению сущностных характеристик бытия человека. Отсюда, в последнее время культура безопасности становится объектом исследования множества наук, в частности таких как философия, социология, политология и т.д. Теория и культура безопасности в сфере гуманитарных исследований впервые представлена ученым П.А.Николаевым Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в книге «Культура как фактор национальной безопасности». Понятие «культура безопасности» содержательно и полнее развернуты в коллективной монографии «Катастрофы и образование», опубликованная в 1999году под редакцией Ю.Л.Воробьева.
Авторы попытались в своей научной работе акцентировать внимание на «значимость триады наука о рисках и безопасности, культура риска и безопасности – образование». Формирование такой комплексной системы по мнению авторов становится очевидной в современной действительности на международном и государственном уровнях. По мнению ученого В.Н.Кузнецова «в основе глобальной стратегии ХХI века для формирования эффективного реагирования на вызовы, опасности и риски новой глобальной реальности могут быть два взаимообусловленных гуманитарных феномена – культура мира и культура безопасности … На пути сохранения и развития цивилизации состоялся первый шаг – оформилась культура мира. Теперь необходимым второй шаг – становление культуры безопасности как самостоятельного глобального гуманитарного феномена ХХI века оформляется в синтезе культуры мира и культуры безопасности».[1]
К сожалению, в реальной жизни мы видим, как культура мира не полностью синтезировано, отчетливо заметно различие общностей западного и восточного представления культуры в целом, несмотря на процессы глобализации. Эволюция человеческого вида, перманентно трансформировали культурное восприятие мировоззрения общества, в контексте безопасного отношения к миру. Тем не менее, синтез культуры и безопасности на уровни связи человека и общества в ХХI веке уже становится новой ценностью, ориентированной на сохранения относительного покоя и стабильности в обществе. В 3-4 июня 2014 года в Московском государственном университете состоялась 6 – Международная научная конференция, посвященная Году культуры в России «экологическая культура как фактор устойчивого развития общества», где поднимались актуальные проблемы экологической безопасности и устойчивого развития общества. Так, например, в своем докладе «устойчивое развитие: миф или призыв к благоразумию?», доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Х.А.Барлыбаев не согласился с теми учеными, которые утверждали, что устойчивое развитие – это миф. По его мнению, устойчивое развитие можно понимать как «единственной научной доктрины и практического руководства к действию, способной обеспечить выживание современной цивилизации». В резолюции данной конференции указывалось на «возрастающую роль фактора экологической культуры в обеспечении существования и развития человека и социальной системы». Важным продвижением экологической культуры безопасности можно связать с становлением «культурной среды». Культурная среда формирует новое социальное пространство, направленное на решение предотвращения различного рода рисков для жизнедеятельности социума, т.е. для обеспечения безопасности в целом. Динамика культура безопасности становится важной составляющей общей безопасности, в контексте взаимосвязи культуры и человека. Для изучения современной культуры безопасности необходимы современные механизмы, методологические инструменты, которые качественно способствуют анализу данного феномена плавно переходящий – геокультуру новую парадигму ХХI века.
Но в целом, экологическая культура безопасности есть социальный процесс зависящее в первую очередь от жизнедеятельности социума и образцов поведения людей. Человек как биосоциальное существо, изменяя природную среду, сам незаметно для себя адаптируется к искусственной среде, нарушая единство организма и среды. Более того, человеческая культурная среда меняется сообразно его поведению и потребностям. Появляется массовая культура, связанная с идеалами потребительства, подражания и внушения. В этой связи, Герберт Маклюен (1911-1980) считал, что появление ЭВМ, рост СМИ и.т.д. создают предпосылки появлению нового ранее неизвестного типа коммуникации людей, жителей – «глобальной деревни». Как известно, она характеризуется несогласием, а иногда даже конфронтацией жителей по многим вопросам жизнедеятельности социума. Выход из этой ситуации ученый Г.Маклюен видит в развитии СМИ, которое приучает людей мыслить «мозаично» и шире. Отсюда, вырабатывается цельность восприятия мира, т.е. « электронная культура».
Интересно отмечает в этой связи ученый А.В. Тонконогов: «Массовая культура на данный момент развития глобальной культуры в целом представляет собой негативный феномен, но может и должна быть переориентирована с получения сверхприбыли и удовлетворения любых, даже самых низменных инстинктов индивидуумов, на создание произведений искусства, которые могут стать достойными образцами элитарной и национальной культуры».[2] Но вместе с тем, массовая культура явление закономерное, с глобализацией мира, она выполняет синтезирующую роль в массовом «распечатывании» каких-либо высоконравственных образцов. В частности СМИ также приобщают общесто к высокой культуре, информирует, обеспечивает рост самосознания людей и т.д.
В целом, экологическая культура безопасности есть социальный процесс, зависящий в первую очередь от жизнедеятельности социума и образцов поведения людей. Взаимодействие человека и техники все больше приобретает глобальный размах, занимая все больше жизненного пространства социума.
Известный американский политолог С.Хантингтон писал «Я полагаю, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой».[3] «Сейчас гораздо уместнее группировать страны, основываясь не на их политических или экономических системах, не по уровню экономического развития, а исходя из культурных и цивилизационных критериев».[4] Раскрывая сущность цивилизации, он отмечает, что цивилизация, «представляет собой некую культурную сущность. Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные общины – все они обладают своей особой культурой, отражающей различные уровни культурной неоднородности».
В этой связи, мы видим, что и кыргызская культура подвергается большому влиянию со стороны других стран, обладающих мощными экономическими рычагами и возможностями. Отсюда становится очевидным, что малочисленный кыргызский народ, стараясь соответствовать международным глобальным культурным ценностям, все более отдаляется от своих исконных культурных традиции. Вследствие этого происходит трансформация духовного составляющего, превалированием в основном прозападного материального стиля мышления и представления о мире. Безусловно, традиционные культурно-цивилизационные особенности кыргызского народа имеют свои специфические черты, как и культура большинство народов мира. Например, в последнее время увеличилось количество граждан Кыргызстана, увлекающихся иностранными языками, интересующихся культурой других стран и т.д.
Другими словами, адаптивная способность кыргызского этноса стала неоспоримым фактом. Осознание и непротиворечивое принятие инородных культурных образцов стало характерной чертой кыргызского народа. Конечно, взаимопроникновения культур способствуют взаимообогащению этносов, обеспечивая устойчивость культурных принципов и традиции, что, безусловно, создает основу поликультурного процесса. Уже сам факт культурного заимствования, можно утверждать имеет рациональную основу, потому что, избегая конфликтных ситуаций, этносы приходят к общему тенденцию сохранению человеческого рода.
Безусловно, экологическая культура, прежде всего, является духовной культурой, как результат отражения социума окружающей среды характеризующий гуманным отношением в процессе взаимодействия с природой. Экологическая культура по мере роста человеческого познания трансформировали и соответственно углублялись противоречия между человеческим с одной, и цивилизации культуры с другой. Постепенно, данное противоречие переходит и в проблемы в социальной жизни и на проблемы взаимодействия социума и природы. Человек поглощаясь в своих проблемах перестает быть внимательным к природной среде. Отсюда, «цивилизованный» человек приносит себе большой вред, как и природе в целом. Сосредоточенность на себе самом, не рациональное отношение к природе: стали факторами углубления противоречия между человека и природой.
Таким образом, утверждая новые механизмы цивилизационного развития, человек постепенно утрачивает свою идентичность, понимание самой деятельности, процесса, потому что доверяет «искусственному интеллекту», все это в итоге не может не вызвать различного рода опасности для его гармоничного существования.
Литература
1. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Учебник. М., 2003. С. 38.
2. Тонконогов А.В. Духовная безопасность российского общества в условиях современного геополитического соперничества (социально-философский анализ) Специальность 09.00.11.-социальная философия. Автореферат дисс.на соис.уч.степени д.ф.н. -М. 2011. – С.17.
3. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира./ А.Н.Чумаков. - М.: Проспект, 2005. С.33.
4. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира./ А.Н.Чумаков. - М.: Проспект, 2005. - С.35.
Поступила в редакцию 22.06.2106 г.