ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Символизм культурно-художественного пространства архитектуры украинского села как отражение сакрально духовного мировосприятия украинского крестьянина

 

Кюнцли Романа Васильевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры украиноведения Львовского национального аграрного университета.

 

Symbolism of cultural artistic space in architecture of ukrainian village as a reflection of sacred and spiritual outlook of ukrainian farmer

 

R. Kiuntsli,

PhD of Philology, Lviv national agrarian university.

 

Познание символики народа дает понимание мировосприятия, осмысление эволюции его теургической формулы и философского ДНК, которая происходит с течением времени. Потеря первоначальной символики ведет к потере исходной информации, которая может рассказать потомкам более чем древние манускрипты. Такую ценную информацию сакрального мировосприятия украинский крестьянин заложил в двух самых совершенных своих творениях – доме и храме, которые являются информационным ковчегом украинской нации.

Ключевые слова: символ, дом, храм, украинское село, культурно-художественное пространство архитектуры украинского села.

 

Knowledge of national symbols gives an understanding of nation's world view, its evolving understanding of theurgy and philosophical DNA that occurs over time. The loss of the original symbols leads to loss of initial information that could tell posterity more than ancient manuscripts.

This valuable information of sacred worldview Ukrainian peasant incorporated into two of his most perfect creations - home and church, which subsequently formed an informational ark of Ukrainian nation.

Stability and foundation of Ukrainian peasant life are his spirituality and creative work, home and church. Over the years farmer turned these things into sacred meaning and symbols. The basis of the revival of Ukrainian villages and spirituality of our people requires the revival of the traditions of Ukrainian peasant life, preservation and protection from the destruction of our temples with sacred symbols, embodied in the decoration, layout, and spatial solution of the church.

Keywords: symbol, homes, churches, Ukrainian village, cultural and artistic space in architecture of Ukrainian village.

 

Постановка проблемы

 

Свое собственное пространство украинский крестьянин наполнял сакральными символами-оберегами, которые защищали его мир от вмешательства сил извне. Украинская крестьянская изба – символ Украины, семейного счастья, достатка, благополучия. Храм – символ духовной гармонии, дом Господа, проекция царства небесного на земле. Потеря символического наполнения внутреннего пространства главных мест обитания крестьянина – характерные черты начала ХХІ века.

Культурно-художественное пространство архитектуры села, которое создал украинский крестьянин, является отражением его духовности.

Сохранить и возродить сакрально-духовный мир через сохранение и возрождение традиций архитектурной среды села задача как для художников и культурологов, так и для самого крестьянина.

 

Анализ последних исследований и публикаций

 

Над исследованиями сакрального мира крестьянского дома работали в свое время работали А.Байбурин [1], Г.Булашов [2], О.Воропай [3], А.Пономарев [8], А.Данилюк [4]. В своих трудах авторы акцентировали внимание на сакральном смысле структурных элементов крестьянской дома (окно, балка, порог) и ее предметно-пространственном наполнении (стол, красный угол, сундук). С изменением темпа жизни село теряет свое духовное наполнение, а значит интерес современных исследователей к этому вопросу заметно слабеет.

Целью исследования является доказать, что символ является неотъемлемой составляющей культурно-художественного пространства архитектуры украинского села, а именно его составляющих: крестьянской дома и храма. Потеря символа во время наступления глобализационных процессов приведет к потере одухотворенности большого панно украинского народа, части художественного наследия, которое создавалась поколениями.

 

Изложение основного материала

 

СИМВОЛ – условное обозначение какого-то предмета, понятия или явления [7, ІХ, 174]. Символизм как эстетическая течение сформировалась во Франции в 1880-1890 и получило широкое распространение во всех видах искусства. Однако сам символ зародился, пожалуй, с появлением человечества. Знаки-символы известны нам на трипольских горшках, в гробницах египетских пирамид, в древних культурах Месопотамии, Персии, Индии. Символ говорил там, где слово не могло раскрыть глубинную сущность понятия. В символе заложена сложная формула создания глубоких образов, отражающих духовный мир человека, морально-этические и социальные нормы общества на основе представления человека о мире.

Сила символа заложена в глубинной семантике понятия, символ обладает мистической сакральной силой: символом звезды Фауст сдерживает от побега Мефистофеля, символ креста противостоит вампирам и демонам, «пентаграмма в круге» используется в спиритизме для вызова духов умерших.

Что значит символ для украинского крестьянина? Видимо, сам крестьянин никогда не задумывался над этим вопросом. Однако жизненная крестьянская мудрость, которая родилась и созрела в культурно-художественном пространстве украинского села, питалась и питается средой, составленной из символов. В конце - концов сам крестьянин считает себя символом совершенного творения Господа.

Символ был и является способом передачи информации во времени и пространстве. «Для проверки «истинности» передаваемых во времени сообщений существовали особые формы контроля «над аутентичностью используемого кода (или кодов). Наиболее мощными контролем был обряд» [1, 7]. Обряды, ритуалы, фиксирующие последовательность использования символических действий, регулируют и координируют использование символов, являются частью традиций и лучшей реализацией устной договоренности определенного сообщества. Сельская община по своей сути является тем надежным оберегом обрядности и ритуалов, поскольку именно на селе сохранились условия для правильного их воплощения: наличие собственного дома позволяет правильно проводить обряды, связанные с закладкой дома, с праздниками Коляды, щедривки и тому подобное. Среда: пруды, озера – позволяют собраться крестьянам вместе на Крещение, Ивана Купала; образ жизни крестьянина, а именно: обработка земли, позволяет продолжать ритуалы, связанные с земледелием и скотоводством: освящение фруктов с собственного огорода на Спаса, устрашения неплодоносных фруктовых деревьев обухом топора на сочельник, обход полей на Юрия и осуществления определенных ритуалов (скотину выгоном окропляют святой водой, хозяева катаются на поле, чтобы взошла рожь, дают скоту остатки святой пасхи и т.д. [3].

В конце концов общение в селе, где все знают друг друга, есть более праздничным и более приятным, чем в городе, ведь это место встреч, обсуждения проблем семейных и сельских, обмен новостями, демонстрация моды и тому подобное. Элемент общения является важным фактором сохранения процесса обряда.

Дом и весь замкнутый цикл хозяйственных зданий – "рига, хлев, мельница, кузница, амбар, колодец» – были не только местом поселения, но и носителями содержательных символических знаков, которые выполняли как эстетическую, так и символическую функцию. Они были носителями информации о социальном положении, богатстве, предпочтениях хозяина, мировоззренческих позициях, сведениях о составе семьи [2, 164].

Символы как код определенной информации народ может не только передавать путем реализации их в обрядах, он, как творческий элемент, может символы сам творить.

Украинская крестьянская хата была не только наполнена символами, она сама стала символом Украины, семейного счастья, достатка, безопасности (мой дом – моя крепость). Выделяя свое собственное пространство, крестьянин наполнял его сакральными символами-оберегами, которые защищали его мир от вмешательства сил извне. Символы, которыми наполнил крестьянин свой дом могут рассказать историю всей его жизни и жизни его предков. Уважительное отношение к столу как к символу достатка описано и в художественной литературе и в научных исследованиях, окна – символ общения с чужим миром, балка – символ прочности строения, семьи, здоровья всех жителей этого жилья, печь – символ домашнего уюта, порог – символ начала и окончания дома, красный угол – сакральное место, где каждая деталь: от места под иконами до освященных трав, которые прятали за иконами, или сретенской свечи имела символику. Каждый элемент здесь имел свою глубинную символику, формула которой реализовывалась начиная от выбора места для закладки дома и до каждодневного пребывания в нем.

Наиболее дорогим, частным, личным для крестьянина является его дом, поскольку дом – это воплощение убеждений крестьянина о порядке и гармонии в материальной и в духовно-сакральной жизни семьи.

Символизм наполнил не только дом крестьянина, крестьянин через символы стремился приблизиться к природе, уподобиться природе, поскольку черпал силы и духовность именно там, видел в природе красоту и справедливость, через неё познавал философию жизни, что выразилось в крестьянской мудрости: жизнь без хитрости, коварства, чрезмерного обогащения, переедание и тому подобное.

Мир, который окружал крестьянина, он превращал в символы: калина – символ девичьей красоты, дуб – символ силы, клен – мужской красоты, сосна – символ стройной девушки т.п., крестьянин питался энергией природы.

Культурно - художественное пространство архитектуры села, которое создал человек, является отражением духовного состояния человека. О чем сегодня может свидетельствовать изменение ориентиров человеческого духовного развития? Преимущество бизнеса, чрезмерный комфорт, стремление зрелищ.

«Экология духа» – специфическая отрасль знания, которая совсем недавно стала выделяться в экологии, указывает на прямую связь деградации человеческого духа с разрушением окружающей среды.

«Современные этнологи убедительно аргументируют положение о том, что основным фактором вымирания отдельных народов является не непосредственные акты внешней экспансии (физическое уничтожение, завезенные болезни или алкоголь), а деформация религиозного, этнического жизненного уклада, который был главным источником смысла их существования. Потеря, в частности, традиций и обычаев неизбежно приводит к распаду этноса, обнищание духовной жизни, массовых проявлений безнравственности» [5].

Дом – это проекция духовного мира крестьянина, эволюция его как частника, хозяина, личности. Что значит отнять у крестьянина дом с его атрибутикой, изменение ориентиров в соответствии с прогрессом общества? Крестьянин станет духовным мигрантом. Страна потеряет наиболее стабильного и надежного гражданина – оседлого земледельца, оберега традиций и ритуалов. Что будет с украинским крестьянином, если убрать от него его сакральный тысячелетний мир? Ответ очевиден: он станет космополитом, циником, роботом. Целостная подвижная картина создания сакрального мира крестьянства станет чистым полотном. Сказка, которую создал себе в своей среде крестьянин, может быть потеряна или заменена на произведение неизвестного жанра.

Пространства, которые создал и выделил человек, указывает на способ взаимодействия с остальным миром. Если крестьянский дом символизирует собственный мир крестьянина, то крестьянская усадьба символизирует гармоничное сосуществование с чужим миром и существами, его населяющих, мир вне усадьбой – это чужой мир, мир духов, стихий, однако даже в нем есть гармония и порядок, если правильно использовать сакральную символику, не нарушать баланса двух миров: естественного и антропогенного. Сакральные знания предков защищают крестьянина в этом чужом мире.

Храм – самое безопасное место во всей среде обитания крестьянина. Символ духовной гармонии, дом Господа, проекция царства небесного на земле.

Каждая деталь в храме имеет символическое значение. Само церковное здание храма является носителем информации о христианских традициях, каждый архитектурный элемент храма воплощает сложные религиозные символы. Прямоугольная планировка символизирует Ноев ковчег, круглая – вечность церкви, крестообразное планирование – символ Христа, восьмиугольное – Вифлеемскую звезду; структурные элементы храма: пол храма символизирует землю, столбы в церкви – апостолов, купол – небеса, количество куполов: 1– Единый Бог, 2 – божественная и человеческая сущность Иисуса Христа, 3 – Святая троица, 5 – Иисус Христос и четыре евангелиста, 7 – семь таинств церкви, 9 – девять ангельских чинов, 13 – Иисус Христос и 12 апостолов [6, 144].

Число три сопровождает здание церкви во всех ее уровнях: трехдельная традиционная церковь: притвор, храм верных и алтарная часть. Притвор символизирует двор ветхозаветной скинии Моисея, храм верных символизирует мир людей, которые готовятся принять царство небесное, алтарная часть – гробница святого, где происходит таинство Евхаристии. Храм трехдельный и по горизонтали: купол – символизирует небо, стены – жития святых, пол – верующие, для них это первая ступенька к Богу, солея – вторая ступень, престол, где происходит таинство Евхаристии – третья ступень в царство Небесное.

Строительство церкви было сакральным действом, в котором участвовала вся община. Народные мастера строили церковь под наблюдением священника по строгим правилам, которые передавались из поколения в поколение. Правила построения храма до сих пор не канонизированы церковью, однако информация, которая заложена в каждой детали церкви не может быть проигнорирована и потеряна, а следовательно –архитекторы сакральных сооружений несут большую ответственность за правдивость и полноту ее.

Эксперименты некоторых архитекторов с упрощением форм и несогласованные их действия с художниками (отсутствие росписей во внутреннем пространстве храма) приводят к тому, что церковь теряет не только традиции церковного храмостроения, но сакральные из-за потери символики. Символ просматривался в каждой детали храма и был предназначен для передачи информации из поколения в поколение. Церковь – эта огромная книга познания и науки, в один момент может потерять свою силу и обаяние, информацию, переданную нам через века.

«Наследственность в архитектуре православного храма – это не подражание, а понимание идеи, силуэта, творческая связь с национальным наследием; поиск современной национальной формы; архитектурно-пространственное и историческое взаимодействие с окружением, то есть то, что имеет непреходящее значение» [6, 167].

 

Вывод

 

Стабильность и основа жизни украинского крестьянина: творческая работа и духовность, дом и храм. За долгие годы жизни крестьянин наделил эти две вещи сакральностью и символикой. Возродить традиции быта украинского крестьянина и не дать разрушить в наших храмах сакральной символики, которая воплощена в росписях, планировании, объемно-пространственном решении церкви – основа возрождения украинского села и духовности нашего народа.

 

Литература

 

1.                  Байбурин А. Б. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А. Байбурин . – Москва: Наука, 1986. – 189 с.

2.                  Булашев Г. Український народ у своїх легендах, релігійних поглядах та віруваннях / Г.Булашов. – Київ: Довіра, 1992. – 415 с.

3.                  Воропай О.Звичаї нашого народу. Етнографічний нарис / О.Ворорай. – Київ: Оберіг, 1993. – 590 с.

4.                  Данилюк А.   До хати пустіте, за стіл посадіте… / А.Данилюк // Сільське будівництво, 1987. – № 10. – С.20-21.

5.                  Дудник І.М. Морально-духовні аспекти детермінації сучасної екологічної кризи / І.М.Дудник, Лавриненко С.І., Логвин М.М. // Екологічна безпека та природокористування: Зб. наук. пр. – К., 2011. – Вип. 8. – С. 213-221.

6.                  Слепцов О.Архитектура православного храма. От Замысла к воплощению. –К.:А+С, 2012. – 552с.

7.                  Словник української мови: в 11 т. / [ред. колег. І. К. Білодід (голова) та ін.]. – К.: Наукова думка, 1970 – 1980. – Т. 9: С / [ред. І.С.Назарова, О.П.Петровська, Л.Г.Скрипник, Л.А.Юрчук, 1978. — 916 с.

8.                  Українська минувшина: Ілюстрований етнографічний довідник / А.П.Пономарьов, Л.Ф.Артюх, Т.В.Косміна та ін. – К.: Либідь, 1993. – 256с.

 

Поступила в редакцию 27.10.2016 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.