Роль восточных мыслителей Средневековья в обучении и воспитании гармонично развитой молодёжи
Абдирахимова Мохигул Нормуродовна,
старший преподаватель кафедры языков Каршинского инженерно-экономического института, Республика Узбекистан.
В Узбекистане в условиях создания демократического и правового общества уделяется особое внимание и усилия для формирования свободно и независимо мыслящей, гармоничной, обладающей высокими морально-этическими качествами молодёжи. Задача формирования гармоничной личности во все времена была на повестке дня как важная социальная проблема. В частности, если в религии зороастризма основой гармоничности утверждались добрые мысли, доброе слово и добрые дела, то согласно идеям исламского учения главным критерием гармоничности являются начитанность, образованность.
Из истории известно о созданной во второй половине Х века и начале ХI веков в Хорезме академии Маъмуна, считавшейся учебным заведением положительно повлиявшим на развитие науки. К примеру, лучшие представители научного мира как Мухаммад ал-Хорезми, Абу Райхон Беруни, Абу Али ибн Сино, Абу Наср Мансур ибн Ирок изначально получив образование в этой академии, достигли гармоничного уровня.
К тому же, в IX-XII вв. в Мовароуннахре был научный подъём, что явилось фундаментом во многих отраслях и областях современной науки. В частности, первый кирпич таких мировых наук как математика, алгебра, астрономия, медицина, геология, геодезия, география, философия был заложен в те времена.
Здесь будет уместным особо отметить наших великих предков, внёсших вклад в мировую науку и цивилизацию, таких, как Мухаммад Мусо аль-Хорезми (783-850), Ахмад аль-Марвази (780-880), Ахмад аль-Фергани (797-865), Абу Наср Фараби(873-950), Абу Бакр Мухаммад Наршахи (899-959), Абу Абдуллох Хорезми (997 г.), Абу Али ибн Сино (980-1037), Абу Райхон Беруни (973-1048), Абу Бакр аль-Хорезми (935-993), Исмаил Джурджани (1042-1136), Махмуд аз-Замахшарий (1075-1149), Бурхониддин Маргинони (1123-1197), Махмуд Чагмини (XII-XIII вв.).
На международной конференции на тему «Историческое наследие восточных мыслителей и деятелей средневековья, его роль и значение в развитии современной цивилизации» наш президент констатировал следующие слова.
История средневекового Востока свидетельствует о том, что необычайный подъём в области культуры, образования и воспитания, медицины, литературы, искусства и архитектуры, появление научных школ, волны нового талантливого поколения и его рост-всё это в первую очередь было неразрывно связано со стремительным ростом сельского и городского хозяйства, высоким уровнем развития ремесел и торговли, строительством дорог, открытием новых караванных путей и обеспечением относительной сплочённости.
По мнению учёных-аналитиков, Восток, в частности, Центральная Азия в IX-XII и XIV-XV в.в. стала источником двух мощнейших научно-культурных подъёмов, как ключ бьющих недр земли, они имели положительное воздействие на процесс Ренессанса других регионов, Эпоха возрождения Востока была справедливо признана мировым научным сообществом как Ренессанс Востока.
Наряду с этим, как отмечают многие исследователи, если результатами эпохи Возрождения Европы стали произведения литературы и искусства, шедевры архитектуры, новые открытия в медицине и познании человека, особенность эпохи Возрождения Востока выразилась в развитии таких наук как математика, астрономия, физика, химия, геодезия, фармакология, медицина, а также истории, философии и литературы.
Богатое нравственное наследие, оставленное Восточными мудрецами Средневековья, имеет значение не только в нашей стране, но и стало основой для развития мировой науки. Значение наследия, оставленного великими мыслителями и учёными, является бесценным кладом, наследием, переходящим из поколения в поколение не только в области науки, но и в концептуальных взглядах в сфере воспитания.
Такие учёные, как Мухаммад ал-Хорезми, Абу Наср Фараби, Абу Райхон Беруни особое значение придавали морально-этическому облику учителя. По их мнению, хороший педагог отличается от других только одним качеством, т.е. свои знания он передаёт молодёжи безвозмездно, в любом деле он пример для подражания.
Педагогические взгляды Абу Насра Фараби имеют важное значение в воспитании молодёжи. Фараби – первый учёный, давший определение обучению и воспитанию.
1. Обучение-осуществляется путём слова и изучения.
2. Воспитание же осуществимо практикой, делом, опытом.
3. Кто хочет стать образованным, пусть учится с детства, держит своё слова, сторонится плохого, избегает измен, лжи и интриг.
4. Если человек плохо воспитан и не накопил житейский опыт, он многое упускает из виду и пренебрегает ими. То, что кажется ему неуместным, в реальности является важным.
5. Известно, что человек не рождается плохим или хорошим….
Но в каждом человека заложено качество или недостаток, эти качества бывают 2-х типов.
Также, Абу Али ибн Сино в своих трактатах писал о том, что учитель должен исполнять ответственный долг передачи детям знаний даёт для достижения успехов в своей деятельности следующие рекомендации:
1) в обращении с учащимися быть спокойным, строгим;
2) привлечь внимание учащихся к получению знаний;
3) использовать в обучении разные формы и методы;
4) знать уровень знаний, памяти, способности, личный качества студентов;
5) уметь заинтересовывать науками;
6) выделять важное в передаваемых знаниях;
7) давать знания в соответствии с их возрастом, умственным развитием;
8) достичь звучания каждой фразы до степени подъёма чувств учащихся.
Итак, сегодня в период глобализации изучение научного наследия восточных учёных, имеет огромное значение в воспитании и гармоничном развитии интеллектуальной, гармоничной, развитой молодёжи.
Ясное осознание бесценного вклада наших великих умов в мировую науку и прогресс, расширение сотрудничества учёных и специалистов, научно-творческих связей между растущим поколением, студентами и молодёжью имеет глобальное значение.
Литература
1. Каримов И. А. Высокая духовность-несокрушимая сила. Т., Маънавият, 2008.
2. Каримов И. А. Историческое наследие ученных и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации. Международной научной конференциии. Самарканд, 2014 года 15-16 мая.
3. Рахимов С. Абу Али ибн Сино о воспитания и образования. – Тошкент, Ўқитувчи, 1967. – С. 75.
4. Национальная программа о подготовки кадров. Т.,1997.
5. Закон об образования. Т., 1997.
6. Тухтаходжаева М. Х. и др. Педагогика. Т., 2005.
Поступила в редакцию 22.05.2016 г.