Театральное искусство в Узбекистане в годы советской власти: развитие и проблемы
Самадова Феруза,
преподаватель кафедры истории Каршинского государственного университета, Республика Узбекистан.
В годы независимости в Узбекистане появились огромные возможности для развития духовно-просветительской сферы. К тому же, среди широкомасштабных преобразований, совершаемых в стране духовное пробуждение имеет важное значение.
«Эффективность широкомасштабных преобразований, свершаемых во всех областях нашей жизни, - констатирует И. А. Каримов – неразравно связана с возрождением народной духовности, глубоким изучением нашего богатого исторического наследия, сохранением наших обычаев и традиций, развитием культуры и искусства, науки и образования, и что самое важное с изменением и ростом общественного мышления».
Действительно, духовно-нравственное обновление, происходящее в жизни общества в годы суверенитета свершается в основе возрождения, истории народа, в частности возрождения духовного наследия. Здесь нужно отметить, что добровольное анализирование состояния национального искусства Узбекистана в условиях советской власти без идеологических единовластных запретов на основе совершенной теоритической методологии становится одной из злободневных задач.
В годы бывшей советской власти командно-административное управление установило свою абсолютную власть во всех сферах общества. В частности, были приложены усилия для превращения сферы искусства в оружие коммунистической идеологии, насыщенное торжественным пафосным содержанием.
Появились искусственные запреты на развитие национального искусства, были открыты широкие пути созданию зарубежной и русской нравственной атмосферы чуждой, противоречащей национальными интересам, народному духу.
В Узбекистане, в частности в Кашкадарье в годы советской власти искусство перенесло свой тяжёлый и тернистый период. Этот процесс ярко выразился в театральном искусстве. В годы советской власти узбекское театральное, музыкальное искусство, его представители были вынуждены вести деятельность под воздействием идеологии и политического влияния коммунизма. В этот период учитывались «партийность», «классовость», или советская «торжественность» каждого произведения искусства, а каждое национальное произведение считалось «националистическим», «феодальным изжитком», «национальной ограниченностью» и вычёркивалось из театральных репертуаров.
В прошедшие десятилетия советской власти в Кашкадарьинской области в основном действовал всего лишь один музыкальный театр города Карши, носившей имя Муллатуйчи Ташмухаммедова. Этот театр был открыт в 1932 году на базе художественного самодеятельного кружка.
В первые годы активными членами коллектива театра были К. Тураев, Ш. Сахибов, К. Раджабов, Ш. Тухтаевы.
В 1936 году к коллективу театра присоединились Р. Анваров, С. Рузиева и И. Больаева. Свой творческий путь в Кашкадарьинском областном музыкальном драматическом театре начинали Фарогат Рахматова, Зайнаб Садриева, Икрома Болтаева, в последствие ставшие известными деятелями искусства Узбекистана. В театральном репертуаре широкое место заняли такие произведения как «Отелло», «Принцесса Турандот», «Женитьба», «Бай и батрак», «Даврон ота». Коллектив театра постоянно выезжал на гастроли в Ташкент, Самарканд, Бухару, Ашхабад.
Только лишь в 1955 году этот коллектив представил на суд зрителей 226 спектаклей и концертов. Однако материально-техническая база театра была в клачевном состоянии, относительно театров использовался принцип «остатков», характерный для советского государства. В итоге, в 1955 году из 7 постановочных произведений были поставлены всего лишь 2.
Театр организованный в Кашкадарьинской области – это колхозно-совхозный театр Шахрисабза. Состояние шахрисабзского театра было намного хуже состояния областного театра. Данный коллектив театра не имел собственное здание и режиссёра. На протяжении 1955 года театральный коллектив не поставил ни одно произведение.
Театр только на 60 процентов выполнил план. Ко всему прочему, ни один из актёров театров не имел образования по специальности.
Произведения, поставленные в театре были одного характера, их тематика посвящалась труду женщин за линией фронта, в кишлаках, колхозах, задачам подъёма сельского хозяйства в послевоенные годы. Настолько было много произведений на данную тему, проблем, поднятых в них, что это привело к их сценическому упадку.
Значительные произведения театрального репертуара принадлежали русским и зарубежным драматургам, что было чуждо для национального духа нашего народа.
Такие произведения не могли привлечь массы. По этой причине музыкальные драматические театры не могли выполнить план по оказанию услуг зрителям.
В таких рабочих условиях коллектив Кашкадарьинского областного музыкального драматического театра продолжил свою деятельность. В 1962 году к 30 летнему юбилею данного театра 5 актёров получили звание заслуженный артист Узбекистана, один-звание народного артиста. В театре успешную деятельность вели известные артисты и режиссёры Х. Мустафакулов, Б. Кабилов, Ф. Ачилов, О. Беганжиев, А. Авезова, С. Гулмуродов, А. Тураев, Х. Хазраткулов, Р. Саидумаровы.
В 1967 году коллектив театре принял активное участие в фестивале областных театров, проведённом в городе Ташкенте.
Колхозно-совхозный шахрисабзский театр области также продолжил свою деятельность, широкую известность здесь завоевали известные актеры как Б. Саидов, Х. Раджабов, Х. Турсунов, С. Кучкаров. Данный театральный коллектив занял почётное второе место в республиканском фестивале, организованном в городе Самарканде. Зрители высоко оценили таланты Халиды Сафаровой, Дилором Исмаиловой, Улаш Файзиевой, Карим Тураева, Зебо Хашимовой. Велика заслуга Бахрома Камолова в формировании и процветании театрального искусства Кашкадарьинской области. Б. Камолов мастерски исполнил роли Надыра и Фархода в спектаклях «Гульсара», «Фарход и Ширин», инсценированных в театре. Он вёл свою актёрскую деятельность наряду с педагогической, давал уроки музыки учащимся средней школы им. А. Навои г. Карши, организовав в школе драмкружок. Мажид Маматов, Ж. Ашуров, Аъзам Раджабов, М. Носирова прошедшие школу Б. Камолова, связавшие свою жизнь с театральным искусством области стали известными деятелями искусства, завоевавшими всенародную любовь. Б. Камолов в качестве режиссёра инсценировал несколько произведений. К примеру, 1943 год- «Аршин мол-олон», 1948 год «Лейли и Меджнун». В 1950 году Б. Камолову присвоено звание заслуженный артист Узбекистана.
Одним из деятелей, заложившим кирпич в основание Кашкадарьинского областного музыкального драматического театра является Маджид Маматов. М. Маматов родился в 1923 году в городе Карши. В 1942 году пришёл работать в областной театр.
Он сыграл главные роли в спектаклях «Влюблённый Тошболта», «Два браслета», «Пятидневный жених», «Холисхон», «Лейли и Меджнун», «Шахсанам и Гариб».
Один из преданных артистов это О. Беганжиев. Он начиная с 1966 года до самой смерти был актёром обл. муз.драм.театра.театра. О. Беганжиевым сыграно в театре более 70 ролей.
Он с величайшим мастерством исполнил образы Надыршаха из «Тахир и Зухра», Шарифа из «Хийлаи Шаръий», Жарис Купер из «Бедняков», Алдаркосе из «Алдаркосе», царя из «Абулфайзхан», Амира Темура из «Амир Темур», вошедших в ряд самых лучших сценических произведений мировой и национальной драматургии.
Последние годы советской власти были сложнейшими для театрального искусства. Современные темы были по понятиям круга требований властвующей идеологии. Что привело к застойному состоянию развитие театра.
Итак, в годы советской власти театральное искусство как важная составная часть культурной жизни, в качестве основного приюта ведущего идейную пропаганду был подведён под принципы властвующий коммунистической идеологии. Большинство произведений инсценируемых в театре принадлежали перу русских и зарубежных драматургов и противоречили национальному духу.
Инсценируемые произведения были излишне идеологизированы, выполняли просветительско-пропагандистские функции и оказывали серьёзное сопротивление мечтам, стремлению к самопознанию нации. В итоге народ был пресыщен театральным искусством. Театр не мог уже выполнять годовой план. Зарубежные и русские драматические произведения были далеки от узбекского национального быта, потому не были приняты местными зрителями.
Литература
1. Каримов И. А. Высокая духовность - несокрушимая сила. Т., Маънавият, 2008. – С. 76.
2. Кашкадарьинск. Гос. архив. фонд-390, опись-2, дело-12, л-1.
3. Кашкадарьинск. Гос. архив. фонд-390, опись-1, дело-16, л-103.
4. Тўхтамишев И. Ўчмас хотиралар. Қарши, 2002, - С. 75.
5. Ўзбекистоннинг янги тарихи. Ўзбекистон совет мустамлакачилиги даврида. Т., Шарқ, 2000 йил, - Б. 581.
Поступила в редакцию 17.04.2017 г.