ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений в частном праве разных государств

 

Абсандзе Майя,

магистрант кафедры «Частное и публичное право» Пензенского государственного университета.

 

При изучении любого раздела Особенной части МЧП становится очевидным, что каждое государство в рамках своей юрисдикции устанавливает собственные правила регулирования тех или иных отношений. Сфера брачно-семейных отношений в этом смысле уникальна, поскольку ни процесс унификации, ни существование международных обычаев не могут нивелировать ту специфику в регулировании, что обусловлено национальными нормами.

На регулирование брачно-семейных отношений очень сильное влияние оказывают исторические традиции, религиозные установки, местные обычаи, социально-экономические и бытовые особенности и др., что порождает специфическую регламентацию этих отношений.

К брачно-семейным отношениям в МЧП относят решение коллизий относительно [6]: заключения и расторжения «брака с иностранным элементом», то есть брака между лицами разной государственной принадлежности или осуществления этих действий за рубежом регулирования отношений супругов в браках с иностранным элементом; «международное усыновление», то есть усыновление ребенка лицами с другой государственной принадлежности; алиментные обязательства родителей и детей и др.

В современных условиях в сфере правового регулирования семейных отношений приобретает остроту проблема регулирования так называемых «новых» отношений, связанных с научными достижениями и изменениями ценностных ориентиров в некоторых обществах (например, отношения по «гражданских» браков, однополых браков, суррогатного материнства и т.д. ).

Основанием возникновения коллизий в области брачно-семейных отношений является применение в различных государствах различного правового регулирования в одинаковых фактических обстоятельств. Правовая система каждого государства закрепляет такой институт семейного права, как заключение брака. При этом национальное законодательство обычно содержит как само понятие брака (брак-договор, брак-статус, брак-партнерство), так и собственные требования по его действительности. Эти требования можно разделить на следующие группы [4].

1. Требования к лицам, вступающим в брак (брачный возраст, пол, наличие и степень родства, добровольное согласие на брак сторон, их родителей или других лиц, отсутствие предварительного нерасторгшегося брака, состояние здоровья и др.). Такие требования еще называют материальными. Несоблюдение материальных требований влечет за собой признание брака недействительным. Вместе с тем наличие в каждом государстве собственных материальных требований к лицам, вступающим в брак, способствует возникновению таких отношений, которые получили разную оценку в праве разных государств, то есть в одном государстве признаются юридически действительными, а в другой - считаются ничтожными и не порождают никаких правовых последствий.

2. Требования к процедуре заключения брака (формальные требования) также весьма различными по законодательству различных государств: а) признается только гражданская форма регистрации брака в компетентных органах государства (Россия, Франция, Германия, Япония и др.); б) разрешенной является как гражданская, так и религиозная форма брака (в таких государствах, как Великобритания, Италия, Бразилия и др.); в) только религиозная форма брака является правомерной и порождает правовые последствия в большинстве мусульманских стран (Ирак, Иран) и Израиле, Греции, Лихтенштейне; г) разрешаются юридически не оформленые браки, то есть браки по общему или обычному праву, «common law marriage» (известные в некоторых штатах США, ряде провинций Канады). В этом случае достаточными является наличие добровольного волеизъявления стать мужем и женой и существования фактических брачных отношений. Как сравнение – по праву Объединенных Арабских Эмиратов совместное проживание мужчины и женщины без заключения брака и даже поцелуй на людях наказываются тюремным заключением [1, c. 77].

Общим правилом по законодательству большинства государств является обязательное личное присутствие обоих сторон при заключении брака. Лишь в отдельных государствах допускается брак через представителя (Перу, Испания, Мексика). Различны требования о присутствии совершеннолетних свидетелей (от двух до шести в Германии и Швеции; трех – в мусульманских странах). В законодательстве некоторых государств предусмотрено обязательные процедуры, предшествующие заключению брака: публичное сообщение о браке является обязательным во Франции, Италии; получения специального разрешения (лицензии) на брак - в США, Великобритании; помолвке и тому подобное. Иногда устанавливается необходимость получения предварительного разрешения компетентного органа государственной власти на брак с иностранцами (Ирак, Индия, Норвегия, Италия, Швеция) [3, c. 120].

Существенными в праве разных государств есть и отличия, касающиеся прекращения брака. До сих пор существуют государства, в которых расторжение брака не допускается (Ирландия, Андорра, некоторые государства Латинской Америки, где значительное влияние католицизма). Не одобряется расторжения брака и в мусульманских странах, однако оно возможно. Например, по праву Объединенных Арабских Эмиратов женщина может требовать расторжения брака, если человек обеспечивает ее хуже отца. Мужчине же достаточно трижды произнести слово «развод», чтобы брак был расторгнут. Однако нормы шариата требуют существенных оснований для этого. Кроме того, женщина должна оставаться под одной крышей с человеком в течение трех месяцев, чтобы он убедился, что она не беременна.

Различны и подходы к определению оснований расторжения брака: в некоторых государствах оно возможно лишь при условии виновного поведения одного из супругов, причем в законодательстве этих государств, как правило, содержится исчерпывающий перечень оснований расторжения брака, в которых взаимное согласие супругов не требуется (Великобритания, некоторые штаты США); законы других государств более либеральны и позволяют расторжение брака по различным основаниям, включая взаимное согласие супругов [7, c. 140].

 

Литература

 

1.                  Алешина А. В. Международное частное право / А.В. Алешина, В.А. Косовская. - М.: Феникс, 2016. - 320 c.

2.                  Бархатова Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах. - М.: КноРус, 2017. - 232 c.

3.                  Богуславский М. М. Международное частное право. - М.: ЮРИСТЪ, 2016. - 408 c.

4.                  Марышева Н.И. Международная унификация в области семейного права // Журн. рос.права. – 2012. – № 5. – С. 93-103.

5.                  Скаридов А. С. Международное частное право. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2017. - 397 c.

6.                  Серебрякова А. А. О субъектах семейного права // Рос.юстиция. – 2012. – № 7. – С. 8-10.

7.                  Федосеева Г. Международное частное право. - М.: Профобразование, 2016. - 320 c.

 

Поступила в редакцию 27.11.2017 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.