Коллизионное регулирование заключения и расторжения брака в международном частном праве
Абсандзе Майя,
магистрант кафедры «Частное и публичное право» Пензенского государственного университета.
Заключение брака с иностранным элементом предусматривает различные ситуации: заключение брака гражданином (кой) государства с лицом другой государственной принадлежности как на территории государства, так и за его пределами, заключение брака в консульском учреждении или дипломатическом представительстве, признание браков, заключенных за рубежом.
Основанием возникновения коллизий в области брачно-семейных отношений является применение в различных государствах различного правового регулирования в одинаковых фактических обстоятельств. Правовая система каждого государства закрепляет такой институт семейного права, как заключение брака. При этом национальное законодательство обычно содержит как само понятие брака (брак-договор, брак-статус, брак-партнерство), так и собственные требования по его действительности [4].
Вообще в сфере коллизионного регулирования семейных отношений главным и наиболее распространенным является принцип личного закона (lex personalis). Все наиболее важные вопросы регулирования семейных отношений решаются по личному закону участников этих отношений, что обусловлено тесной связью семейных отношений, во-первых, с личным статусом человека, объемом его правосубъектности, и, во-вторых, с социокультурной традиции.
Поэтому вполне оправдано отсылки к правовой системы, в которую входят участники семейных отношений. Специфика международного частноправового регулирования заключается в необходимости в большинстве случаев установление общего личного закона супругов. Так, правовые последствия брака, включая прекращение брака и правовые последствия такого прекращения, определяются общим личным законом супругов, а при его отсутствии - правом государства, в котором супруги имели последнее совместное место жительства, при условии, что хотя бы один из супругов все еще имеет местожительство в этом государстве, а при отсутствии такового - правом, с которым оба супруга имеют более тесную связь иным образом [1, c. 140].
Супруги, которые не имеют общего личного закона, могут избрать право, которое будет применяться к правовым последствиям брака, если супруги не имеют совместного места жительства или если личный закон ни одного из них не совпадает с правом государства их совместного места жительства. Однако в этом случае автономия воли ограничена, поскольку существует выбор только между личными законами каждого из супругов. Выбор права, совершенный супругами, должен быть зафиксирован в письменной форме или явно вытекать из условий брачного договора. В случае заключения соглашения о выборе права в РФ необходимо его нотариальное удостоверение.
Классическим примером комбинированного подхода к определению общего личного закона супругов является так называемая «шкала Кегеля», которая была закреплена в Вводном законе Гражданского уложения Германии.
Эта шкала предусматривает следующие отсылки к закону в такой последовательности [7, c. 127]:
- закон общего гражданства супругов;
- в случае его отсутствия - закон последнего общего гражданства, если один из супругов сохранил его, при его отсутствии - закон обычного совместного места жительства супругов на данный момент;
- при отсутствии совместного места жительства - закон последнего совместного места жительства, если один из супругов и сейчас там проживает;
- при отсутствии всех этих условий - закон государства, с которым отношения имеют наиболее тесную связь.
Такая система обеспечивает возможность для гибкого и эффективного решения коллизионных проблем с учетом широкого круга возможных фактических обстоятельств и возможности избрания отсылок к закону.
Подобный подход к определению общего личного закона супругов закреплен и в Минской конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. [3, c. 250].
Отдельной проблемой в сфере регулирования брачно-семейных отношений является признание расторжения брака (развод), что имело место за границей. Это признание заключается в распространении в законную силу решения иностранного суда (или другого правоприменительного органа) на территорию РФ. Такое признание может осуществляться в двух формах: либо в виде признания иностранного судебного решения о разводе судом РФ, или путем легализации документа о разводе, выданного за рубежом.
Международно-правовое регулирование брачно-семейных отношений имеет целью унификацию правового регулирования в данной сфере. К основным международным договорам следует отнести такие документы [2, c. 116]:
- Конвенция о взыскании за границей алиментов 1956 г.;
- Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.;
- Конвенция о признании разводов и решений о раздельном проживании супругов 1970 г.;
- Конвенция о заключении и признании действительности браков 1978 г.;
- Конвенция о праве, применяемом к режимам собственности супругов 1978 г.;
- Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 г.
Литература
1. Алешина А. В. Международное частное право / А.В. Алешина, В.А. Косовская. - М.: Феникс, 2016. - 320 c.
2. Бархатова Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах. - М.: КноРус, 2017. - 232 c.
3. Богуславский М. М. Международное частное право. - М.: ЮРИСТЪ, 2016. - 408 c.
4. Марышева Н.И. Международная унификация в области семейного права // Журн. рос.права. – 2012. – № 5. – С. 93-103.
5. Скаридов А. С. Международное частное право. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2017. - 397 c.
6. Серебрякова А. А. О субъектах семейного права // Рос.юстиция. – 2012. – № 7. – С. 8-10.
7. Федосеева Г. Международное частное право. - М.: Профобразование, 2016. - 320 c.
Поступила в редакцию 27.11.2017 г.