Психологическая составляющая административно-профилактических мер противодействия коррупции в таможенных органах
Дуйсикова Светлана Игоревна,
студент 2 курса магистратуры Ростовского филиала Российской таможенной академии.
Вопросы борьбы с коррупцией всегда были актуальны как для Российской Федерации, так и для всего остального мирового сообщества. В данной статье мы коснемся психологической составляющей административно-профилактичесих мер противодейтствия коррупции.
Исследователи проблемы подчеркивают, что коррупция представляет собой многоаспектное, многоуровневое системно-организованное социальное явление, интегрирующее в себя экономическую, юридическую, социальную, управленческую, этическую и политическую составляющие.
Насколько важно рассматривать психологические аспекты коррупции? Уже написано немало статей на эту тему в рамках научных исследований по экономике, социологии, политологии, юриспруденции, но найти реально действенный «рецепт» от такого явления как коррупция не удается. Все это потому, что недостаточно подключают к борьбе с этим злом психологию. Ведь соблюдение нормативно-правовых актов – это личностный фактор. Будет человек соблюдать закон или не будет — зависит от тех условий, в которых находится эта личность, как она на эти законы реагирует, как она их воспринимает, что необходимо данной личности, чтобы она действовала в соответствии с существующими правовыми нормами и не стала на путь противоправного поведения [1].
Социально-психологическими и культурными причинами коррупции являются значительная деморализация и разрушение взглядов, идей о «беспорочном обществе». Как и во все времена, конечная цель коррупции остается прежней – личная выгода человека, полученная посредством нелегального или иного вознаграждения любой целой.
Все показатели, характеризующие нормальную психическую деятельность, ограничены достаточно определенными параметрами. Выход за границы позволяет говорить о нарушении «нормальной» психической жизни [2].
По мнению Л.Н. Собчик, масштабные психодиагностические исследования могут пролить свет на те тенденции, которые, формируясь в населении, проявляются сперва как настроения, мнения, установки отдельных людей, а затем трансформируются в поступки, действия, разного рода массовую активность [3].
Психологические исследования пока небольшой социальной группы, а именно граждан, осужденных за коррупцию, выявили, что они обладают сверхконтролируемыми индивидуальными качествами личности (устремленность к самоутверждению и реализации собственных амбиций, влечение к выборочному общению, осторожность и предупредительная осмотрительность при установлении близких отношений, забота о благопристойности социального статуса, равнодушие к жертвам коррупции и др.). В поведении определяющими становятся два мотива:
1) явный, с безудержным стремлением к материальному обогащению;
2) тривиально-ролевой, содержащий элементы увлекательной игры.
В некоторых исследованиях подчеркивается, что психологический профиль российских коррупционеров недалёк от профиля бывших сотрудников правоохранительных структур, осужденных за общеуголовные преступления. Для подобных людей характерна сравнительно небольшая группа разных по видам психологическая защита (отрицание, компенсация, интеллектуализация), которые подчеркивают убежденность в том, что жертвы коррупционных преступлений сами часто совершают такие же преступления, что якобы «извиняет» коррупцию. Вместе с тем, пока ни одна психологическая модель личности коррупционера неспособна дать четкий ответ на вопрос, почему это явление приобретает черты массовидности.
К социально-психологическим причинам, способствующим совершению данного рода противоправных деяний относят:
1) исторические предпосылки;
2) разный уровень правосознания граждан;
3) страх правовой незащищённости в некоторых вопросах;
4) психологическую готовность к даче взятки или практика «двойного стандарта» поведения;
5) избежание ответственности за деяние;
6) алчность [4].
В целом при создании в обществе условий и ситуаций, соответствующих исполнению идеи прибыли, деятельность «беловоротничковых преступников» по доставанию прибыли подчиняет себе людей, т.е. идея объективируется, приобретает смысл объективного закона стоимости, обнаруживая негативное воздействие на правовое сознание, мораль, нравственность личности [5].
В России в последние годы осуществлён ряд организационных мер антикоррупционного характера. При Президенте РФ создан антикоррупционный совет, а в Государственной Думе – Комиссия по борьбе с коррупцией, принят целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на противодействие коррупции.
Согласно действующей сегодня нормативно-правовой базе ведется и профилактическая работа в целях предупреждения коррупционного поведения.
Как было сказано выше, коррупционное поведение зависит от качеств человека. Поэтому начинать формировать антикоррупционное поведение следует еще с раннего возраста. С детства, формируя определенные навыки, мы можем с уверенностью говорить о том, что такое явление, как «коррупция» будет сходить на «нет». Следует не забывать, что молодое поколение копирует социально приемлемое поведение у старших. Так, по данным Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации общественное мнение склоняется к тому, что среди россиян достаточно распространенным и устойчивым является мнение о том, что противодействие коррупции во многом продолжает носить имитационный характер (65%). Более того, в течение последних трех лет число скептиков неуклонно возрастало (с 57%-65%) [6]. Не исключено, что одной из причин этой негативной тенденции являются недостатки информационно-разъяснительной работы.
Переходя к особенностям применения психологических средств в административно-профилактическом механизме противодействия коррупции в таможенных органов нельзя не отметить, что, как показывают исследования [7], вопросами эффективности борьбы с коррупцией в рядах таможенников руководство нашего государства было озабочено давно, еще в царской России.
Некоторые авторы в своих научных исследованиях настаивают на том, что противодействие коррупции в таможенных органах не может быть эффективным только лишь наличием карательных (уголовно-правовых) мер такого противодействия, должен быть достаточно сильным административно-профилактический механизм, направленный на предупреждение коррупционного поведения, в том числе путем формирования антикоррупционной мотивации у должностных лиц таможенных органов [8, 9].
Какие же из административно-профилактических мер противодействия коррупции в таможенных органах носят наиболее выраженный психологический характер? Конечно, это: лекции, индивидуальные беседы, тестирование, работа с полиграфом.
Представляется, что данный арсенал административно-профилактических средств психологической направленности будет целесообразно расширить такими мероприятиями как: групповые ролевые игры; показательные выступления на формирование у таможенников нетерпимого отношения к коррупции в любых ее проявлениях. Безусловно, такие мероприятия должны быть разработаны специалистами Психологической службы таможенных органов РФ.
Литература
1. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психологические факторы коррупции // Психологическая газета «Мы и Мир» №2[197]2013
2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства - М.: Зевс, Ростов н/Д: Феникс. 1997, 576 с.
3. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики – СПб: Речь. 2003, 624 с.
4. Интернет-портал http://www.criminology.mn.
5. Бартол К. Психология криминального поведения - СПб: Прайм-Еврознак, 2004, 352 с.
6. Корсантия А.А. Коррупционная преступность в Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2010. № 3 (17). С.27-36
7. Миллеров Е.В. Исторический опыт противодействия коррупции в таможенных органах // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2016. №12 (126). С.47-49
8. Смоленский М.Б., Миллеров Е.В., Коваль В.Д. Вопросы эффективности применения административно-правовых методов в процессе формирования антикоррупционной мотивации как обязательной составляющей правовой культуры должностных лиц таможенных органов – Ростов н/Д: Ростовский филиал РТА. 2015. 162 с.
9. Смоленский М.Б., Миллеров Е.В. Об оптимальной модели административно-правового механизма формирования антикоррупционной мотивации в служебной деятельности должностных лиц таможенных органов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. №5 (72). С.53-56
Поступила в редакцию 17.02.2017 г.