ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Проявления, причины и уроки системного кризиса реализации правоохранительными органами Украины своих функций

 

Венедиктов Андрей Анатольевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры Университета экономики и управления, г. Симферополь,

Венедиктова Юлия Евгеньевна,

адвокат Ассоциации «Крымская коллегия адвокатов «Территория права», г. Симферополь.

 

 

 

 

Конституция Украины провозглашает её правовым государством. Одной из важнейших основ такого государства является верховенство права, которое закреплено в ст. 8 основного закона этой страны. Реализация данного положения обусловливает необходимость охраны права, которая осуществляется с помощью правоохранительных функций государства. Таким образом, эти функции важны для существования правового государства. Их эффективная реализация предусматривает изучение этого вида функций с целью усовершенствования механизма их осуществления.

Правоохранительные функции государства – это обеспеченное системой необходимых ресурсов комплексное направление деятельности государства, объединяющие ряд мероприятий (в том числе принудительных), основанных на принципах справедливости и эффективности, направленных на бесконфликтную реализацию прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, обеспечение социального согласия, недопущения индивидуальных, коллективных и массовых нарушений законности и правопорядка [1].

Реализация правоохранительных функций Украины осуществляется через правоохранительную, правозащитную деятельность и правосудия. Правоохранительная деятельность государства осуществляется через систему правоохранительных органов. Сегодня система не выполняет возложенных на неё задач, что ведёт невозможности государства в полном объёме исполнять правоохранительную функцию.

Целью нашего исследования является анализ проявлений, выяснение причин и извлечение уроков из системного кризиса выполнения правоохранительными органами Украины своих функций.

Сегодня мы наблюдаем системное обновление указанных органов: в течение 2014‒2016 годов созданы Национальное антикоррупционное бюро Украины, антикоррупционная прокуратура, Национальная гвардия, Национальная полиция. Продолжается создание Государственного бюро расследований. Одновременно с этим, согласно нового антикоррупционного законодательства, происходят процессы люстрации в Прокуратуре Украины, Службе безопасности Украины, Государственной пограничной службе, таможенных и налоговых органах.

Успешность процессов реформирования активно освещается средствами массовой информации. Уверенность в эффективности реформ дают гражданам и ежедневные наглядные примеры. Так, подразделения патрульной полиции систематически выявляют и привлекают к административной ответственности тысячи нарушителей правил дорожного движения. Как следствие, разгружены улицы крупных городов, где из-за нарушения правил остановки и стоянки постоянно возникали пробки, а государственная казна ежедневно пополняется сотнями тысяч гривен.

В то же время, есть основания утверждать, что внешнее благополучие в вопросах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью является искусственно сформированным впечатлением, за фасадом которого стремительно развивается кризис правоохранительной системы. Сегодня его чувствуют, в основном те, на кого непосредственно возложены соответствующие функции (следователи, прокуроры, оперативные работники) и те, кто стал пострадавшим в результате преступлений корыстного и корыстно-насильственного направления, количество которых в последнее время растет, чуть ли не в геометрической прогрессии. Однако уже вскоре несовершенство комплекса введенных новаций станет очевидна для широкой общественности.

Вследствие поспешного и неполного реформирования уголовного процессуального и оперативно-розыскного законодательства фактически была остановлена ​​работа оперативных подразделений по предупреждению преступлений, выявлению и пресечению латентных уголовных правонарушений. Все усилия этих подразделений теперь направлены на выполнение поручений следователей и прокуроров по проведению следственных (розыскных) и негласных следственных (розыскных) действий в рамках начатых уголовных производств (когда получены сведения о совершении преступления и внесены их в Единый реестр досудебных расследований). Одновременно разрушен институт оперативного сопровождения уголовного судопроизводства. Ведь в соответствии со ст. 41 УПК Украины поручение следователя, прокурора являются обязательными для выполнения оперативными подразделениями. В свою очередь, в производстве у одного следователя одновременно находятся сотни уголовных дел [2]. Ведь, согласно новому законодательству, досудебное расследование начинают при получении информации о совершении преступления ‒ без доследственной проверки.

Чрезмерная загруженность следователей приводит к тому, что они физически не способны проводить процессуальные действия и едва успевают оформлять фиктивные документы об их осуществлении, отправлять запросы предприятиям, учреждениям, организациям и давать поручения оперативным подразделениям. Последние также не способны в полном объеме выполнять все поручения следователей и прокуроров, поэтому часто ограничиваются формальной отпиской, а иногда и откровенной насмешкой [3]. Таким образом, вместо реальной работы по выявлению, пресечению и расследованию преступлений, во многих случаях, происходит фальсификация в оперативно-розыскных и уголовных делах.

Одновременно, системный социально-экономический кризис, обнищание населения, массовая безработица и наличие в пользовании граждан критической массы огнестрельного оружия обусловливают дальнейший рост уровня преступности, в том числе уличных ограблений и разбойных нападений, хулиганства, краж, мошенничества. И если раньше функции противодействия этим преступлениям выполнялись не только оперативными подразделениями (предотвращение, выявление и раскрытие) и следователями (расследование), но и патрульно-постовой службой милиции (выявление и пресечение), то современная патрульная полиция, в силу особенностей организации собственной деятельности, не способна эффективно выявлять такие уголовные преступления, а тем более предотвращать их. К тому же уровень подготовки полицейских не позволяет им должным образом пресекать нарушения и задерживать правонарушителей, о чем свидетельствуют многочисленные материалы видеозаписи в сети Интернет. Наиболее ярким показателем некомпетентности отдельных правоохранителей нового формата стала массовое многочасовое преследование нарушителя правил дорожного движения в центре Киева с применением полицейскими огнестрельного оружия, что создавало значительную опасность для жизни и здоровья граждан. В итоге правоохранители расстреляли уже остановленный автомобиль нарушителя (более 70 входных пулевых отверстий). Пассажир, который находился на переднем сидении был убит выстрелом через лобовое стекло. Очевидно, что он не совершал ни уголовного ни административного правонарушения, а оружие должно применяться правоохранителями только для остановки транспортного средства. Записи с видео регистраторов, установленных на одежде полицейских доступны для свободного просмотра в сети Интернет [4].

Публичные заявления руководителей МВД Украины относительно инцидента с попытками оправдать действия патрульного, который убил пассажира, свидетельствуют о нежелании понять сущность проблемы.

То же можно сказать и о проблеме создания и деятельности незаконных военных формирований, хранения и использования ими нарезного огнестрельного оружия, в том числе автоматического. Сегодня в Украине действуют десятки таких формирований. Эти формирования блокируют автомобильные дороги международного значения и железную дорогу, подрывают опоры высоковольтных линий электропередач, участвуют в рейдерском захвате предприятий, осуществляющих охрану незаконной добычи полезных ископаемых (янтарь) в промышленных масштабах, физически уничтожают рынки и торговые площадки в столице Украины. Но должного реагирования со стороны соответствующих государственных органов нет. Это является тревожным признаком, поскольку государство не способное удержать монополию на применение силы, рискует прекратить свое существование. Нетрудно представить последствия захвата такими формированиями объектов атомной энергетики.

Иллюзорными являются и успехи в борьбе с коррупцией. Так, по данным организации «Transparency International» Украина заняла 130 место из 168 позиций в мировом рейтинге восприятия коррупции, оказавшись рядом с Ираном, Камеруном, Непалом, Никарагуа и Парагваем. В сообщении организации говорится, что незначительный рост в рейтинге объясняется увеличением общественного осуждения коррупционеров, создание антикоррупционных органов и появлением движения обличителей коррупции. Вместе с тем, промедление с реальным наказанием взяточников, а также увеличение коррупционной составляющей в отношениях бизнеса и власти не дают Украине сделать решительный шаг вперед. Причины этого заключаются в том, что политическая воля достаточно слабая ‒ правительство только демонстрирует решимость к работе по обузданию коррупции [5].

Как справедливо замечает судья Конституционного суда Украины М. М. Гультай, за последние четверть века, независимо от состава правительства или лица президента, борьба с коррупцией в Украине только формально декларировалась. Принимались законы, вносились изменения в многочисленные законодательные акты, создавались различные органы для борьбы с коррупцией. Однако все эти действия власти были не столько показательными, сколько «показушными». Они предусматривали воображаемую борьбу с коррупцией и никаких положительных результатов не давали. Наоборот, коррупция проникла во все сферы жизни людей, сопровождая их от рождения и до смерти [6].

В то же время, общеизвестными являются коррупционные деяния лиц, которые, занимая высокие должности в органах государственной власти имеют прямое отношение к крупному бизнесу и получают от этого значительную прибыль, в том числе за пределами страны. Никаких действий для прекращения этого и привлечения виновных к ответственности ни Прокуратура Украины, ни СБУ, ни Национальное антикоррупционное бюро Украины не принимают [7].

Элементарный анализ изложенного позволяет сделать выводы о том, что указанные правоохранительные органы находятся под контролем правящей политической элиты и обслуживают ее коммерческие интересы.

Политическая коррупция является самой страшной по своей сути и опасной по последствиям. Она посягает на государственную власть и заключается в ее узурпации с целью принятия или недопущения принятия определенных решений. Принятые в условиях политической коррупции властные решения направлены на удовлетворение частных (корпоративных) интересов. Их основой является произвол, который противоречит не только правовым законам, но и устоявшимся нормам социального бытия. Низкие, меркантильные, личные интересы отдельных индивидов или их групп оказываются приоритетными над интересами общественными и скрываются под лозунгами «интересы государства» [6].

Изложенное касается не только исполнительной власти, но и, прежде всего законодательной. Как утверждают политические эксперты, получив место в парламенте, лидеры и представители политических партий, а нередко и самовыдвиженцы, лоббируют такие меркантильные интересы олигархов и предпринимательских групп. Неудивительно, что и сами они в подавляющем большинстве, находясь во власти недолгое время, оказываются олигархами, которые имеют значительные доходы. Ярким примером этому стало проведенное недавно электронное декларирование имущества чиновников, результаты которого шокировали не только населения Украины, но и мировую общественность. Ни один рядовой гражданин Украины, который ежедневно пытается прожить за копеечную зарплату или мизерную пенсию, не верит, что миллионные финансовые активы и огромные по количеству наличные денежные средства в различных иностранных валютах могут быть нажитые законным путем. Тем более, когда ему в течение всей жизни, добиваясь своих прав и отстаивая свои законные интересы, приходится направлять средства в карманы чиновников за получение услуг, которые должны предоставляться бесплатно [6].

Погоня за сверхприбылью, лоббирование собственных коммерческих интересов, политическая борьба за сохранение и (или) расширение собственного бизнеса отодвигают на второй план вопросы борьбы с преступностью и эффективности работы правоохранительных органов. Ключевые законодательные акты в сфере борьбы с преступностью создаются и принимаются в спешке, часто с необоснованными заимствованиями из законодательства других стран, к тому же переведены с помощью автоматических программ из Интернета. С нашей точки зрения, именно таким образом, в УПК Украины появились термины «транспортные телекоммуникационные сети», «ненастоящие (имитационные) средства», «заранее идентифицированы (помечены) средства», которые являются нетрадиционными для отечественного правотворчества и правоприменения и, к тому же, не получили соответствующего толкования в законе.

Несостоятельность процессуальных норм, многочисленные пробелы и коллизии в законе влекут за собой невозможность создания ведомственных актов, которые должным образом регулировали бы вопросы деятельности конкретных подразделений правоохранительных органов. Нормы многих подзаконных актов правоохранительных органов Украины сформулированы не конкретно, что позволяет по-разному их толковать.

Как справедливо отмечают ученые и практики, реформы, которые происходят в государстве (в частности по реорганизации органов прокуратуры, полиции, государственного управления, судебной власти), ‒ бездумные, бессистемные. Их последствия никем не прогнозируются, в том числе с позиции коррупциогенности тех законов, которые принимаются на реализацию соответствующих реформ. Очевидно, даже Комитет Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, к предметам ведения которого относится проведение антикоррупционной экспертизы законопроектов, поданных субъектами права законодательной инициативы, не выполняет должным образом возложенной на него миссии. Законы с высоким уровнем коррупционных рисков продолжают приниматься, а народные депутаты Украины, как отмечалось, никакой ответственности за это не несут [6].

Такая безнаказанность и безответственность должностных лиц высокого уровня, игнорирование ими законных прав и интересов граждан, правовой нигилизм общества, невыполнение судебных решений, навязывание идеи, что все беды в стране только от судей, а затем ‒ формирование у населения негативного отношения к судебной системе порождают неверие граждан в возможности отстоять свои права законным путем, то есть реализовать предоставленное Конституцией Украины право на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина [6].

Нельзя исключать и того, что отсутствие положительных результатов реформирования это результат, который был запланирован политическими коррупционерами, которые сегодня имеют собственные силовые структуры.

Таким образом, основной причиной глубокого кризиса реализации правоохранительных функций украинского государства является «цепная реакция правового нигилизма», спровоцированная политической коррупцией, коррупцией в судовых и правоохранительных органах. Исправление ситуации возможно лишь при наличии твёрдой политической воли, продуманных последовательных реформ основанных на принципах справедливости и эффективности, направленных на бесконфликтную реализацию прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, обеспечение социального согласия, недопущения индивидуальных, коллективных и массовых нарушений законности и правопорядка.

При сохранении политической коррупции все реформы правоохранительной системы обречены на крах. Одним из главных факторов сохранения Украинского государства, предотвращение криминализации общества является возникновение реальной политической воли по преодолению политической коррупции и внедрение системного, научно обоснованного подхода к формированию правового регулирования уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности, определение системы и структуры органов уголовной юстиции и охраны правопорядка. Возникновение такой политической воли возможно только при условии изменения политической элиты, сейчас удерживает власть. Такое изменение должно происходить исключительно эволюционным путем из-за применения демократических процедур в рамках действующего законодательства.

Системного и научно обоснованного подхода требует и подготовка кадров для этих органов. При этом, без капиталовложений в науку и образование очерченного направления (как это традиционно сложилось в Украине) достичь нужного эффекта не удастся.

 

Литература

 

1.                  Кріцак І. В. Правоохоронна функція держави та її вплив на формування функції надання послуг населенню органами внутрішніх справ України / І. В. Кірцак // Форум права. ‒ 2009. ‒ № 3. ‒ С. 365‒372. [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/portal.

2.                  Діяльність правоохоронних органів України: сучасні проблеми та засади їх вирішення // Право України: сучасний стан і перспективи розвитку : Збірник матеріалів третьої науково-практичної конференції викладачів і студентів (м. Вінниця 21 квітня 2016 р.). – м. Вінниця : ВНАУ, 2016. – С.14–19.

3.                  Рапорт украинского полицейского взорвал Интернет [Електронний ресурс]. ‒ Режим доступа: https://ukr-online.com/doings/20440-raport-ukrainskogo-policeyskogo-vzorval-internet-foto.html.

4.                  Україна посіла 130-е місце у світовому рейтингу сприйняття корупції
[Електронний ресурс]. ‒ Режим доступу: http://dt.ua/UKRAINE/ukrayina-posila-130-e-misce-u-svitovomu-reytingu-spriynyattya-korupciyi-197900_.html.

5.                  Обнародовано видео с камер полицейских погони и расстрела BMW [Електронний ресурс]. ‒ Режим доступу: www.youtube.com/watch?v=NoeoRpz1y7g.

6.                  Гультай М. М. Корупція – «стиль» життя українського суспільства? (нотатки небайдужого) / М. М. Гультай // Реалізація міжнародної антикорупційної політики у міжнародному вимірі : матеріали Міжнарод. Наук.-практ. Конференції (Київ, 9 груд. 2016 р.) ‒ Київ. ‒ Нац. акад. внутр. справ, 2016. ‒ С.34‒41.

7.                  Цензор. Нет [Електронний ресурс]. ‒ Режим доступу: http://censor.net.ua/photo_news/322698/chem_vladeet_poroshenko_polnyyi_perechen_aktivov_prezidenta_infografika.

 

Поступила в редакцию 21.02.2017 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.