ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Телесность в масс-медиа образах

 

Роговец Ольга Викторовна,

аспирант, преподаватель кафедры хореографического искусства Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского.

 

Corporeality in mass media images

 

Rogovets O. V.

 

В статье характеризуется визуальная динамика человеческого тела на просторах медийного поля, раскрываются особенности видоизменения воплощенного в образе тела в процессе его взаимодействия с информационными средствами и субъектами масс-медийной реальности. Автор формулирует свое понимание медиа образа и выделяет специфические черты и характеристики телесности в масс-медиа образах.

Ключевые слова: тело, телесность, масс-медиа, масс-медиа образ.

 

The article describes the visual dynamics of the human body in the media space, reveals the features of the modification of the body embodied in the image in the process of its interaction with information means and subjects of mass-media reality. The author formulates his understanding of the media and identifies specific features and characteristics of corporality in media images. 

Keywords: body, corporeality, mass media, mass media image.

 

В современном культурном пространстве, когда информация является движущей силой прогресса, одним из ключевых элементов выступает медиа-культура. Объединяя в себе медиа-реальность, медиа-пространство, масс-медиа и другие составляющие, эта информационно-коммуникативная волна охватывает практически все сферы социокультурного пространства. Затрагивает она и тело человека. Освобождаясь от физического труда и, преобразовываясь на просторах медиа-поля в чистый знак, телесность в информационном пространстве реализуется с помощью масс-медиа образов.

Такой актуальный на сегодня медиа-поворот является причиной возникновения философии медиа и медиа-антропологии, призванных проанализировать феномен медиа как составляющую современного культурного процесса современности и человека. Влияя на естественное (биологическое) тело, медиа-технологии приводят к возникновению новых культурных практик (телесных моделей) и формируют иные системы ценностей. Исследования инноваций в сфере медиа-культуры, их связи с телесностью человека и выделение уровней взаимодействия выступают одними из приоритетных направлений исследования в современной философской антропологии и философии культуры.

Взаимосвязь культуры и медиа в своих работах анализировали Ж. Бодрийяр, Ж. Луман, М. Маклюэн, Ф. Фукуяма. К проблемам масс-медиа в пространстве культуры также обращались Р. Барт, Ж. Деррида, Ж. Делез, С. Жижек, М. Кастельс, В. Савчук. Вопросы образа тела в медиа-культуре изучали российские и зарубежные ученые Л. Баранская, Н. Визитей, В. Зинченко, Д. Крюгер, А. Лосев, С. Татаурова, А. Тхостов, П. Шильдер. и другие.

В анализе телесности в масс-медиа образах, первоочередной задачей мы видим определение и разграничение понятий образа и масс-медиа. Например, Ф. Кастельс, исходя из укорененности образа в природности человеческого тела, определяет его как продукт силы воображения [6, с. 194]. А. Деркач характеризует образ как «отражение имиджа объекта в зеркале масс-медиа», то есть ровно те его элементы, которые были отмечены в средствах массовой информации [3]. Эту мысль расширяет А. Марушак отмечающий, что такими элементами, получаемыми из СМИ, являются «эмоциональные и рациональные представления, основанные на информации» [10, с. 95]. Е. Богдан называет медиа образ «особым образом реальности, предъявляемым массовой аудитории медиаиндустрией» [1, с. 124].

В нашем понимании медиа образ – это обобщенное представление о человеке (предмете), основанное на совокупности тех или иных черт и качеств, отраженных в публицистских материалах (курсив наш. – О. Р.). Являясь автономной единицей информационного пространства с одной стороны, медиа образ с другой – выступает частью целостного общественного образа, существующего в виде текстов СМИ. Это, созданное определенными средствами журналистики очертание, безусловно имеющее структурное сходство с описываемым объектом, все же обретает свои особенности, связанные с определенной мировоззренческой позицией. Под понятием «масс-медиа» мы понимаем все информационное поле, являющееся частью культурного пространства, влияющего на формирование ценностей, оценок и мнений людей, мировоззренческих ориентаций и поведенческих реакций в повседневности, а их составляющими являются многочисленные звенья технической сферы – компьютерные каналы, телевидение, радиовещание и печатная индустрия.

Понятие «телесность» можно определить как интегрирующую, формирующуюся в процессе социализации характеристику, не сводимую только к телу, а несущую в себе более широкий смысл, где одна сторона выражается внешними проявлениями телесности, представляемая формой тела, его украшениями, позами, жестами и социально регулируемыми движениями, а другая – смысловая (внутренняя), включает отношение к собственному телу, «осознание тех или иных его состояний…, меру контроля за проявлением биологических программ» [5, с. 61]. Таким образом, тело, являясь основой, благодаря которой существует человек, обладает двумя основными качествами – оно воспринимается снаружи и ощущается изнутри. Аналогично приведенным выше характеристикам тела, в медиа-культурном пространстве преобразуется в телесный образ. Обращая внимание на те или иные объекты, человек накапливает ряд образов, формирующих определенную цепь. В неё попадают и образы, запечатленные бессознательно, внедряющиеся и устанавливающиеся помимо внимания. «Эти образы флуктуируют и изменяются вместе с изменением человеческой жизни» [2, с. 196]. Образы поочередно приобретают, а затем теряют свое значение, соответствуя степени актуальности данного жизненного периода, «давая возможность человеку узнавать в них себя, получать самоудостоверение» [2, с. 196]. Внутренние образы, являясь следствием внешних, выражают определенный тип культуры той или иной эпохи. Внешние же, исходя из внутренних, трансформируются и овеществляются вовне. Благодаря наслоению одних на другие, возникают индивидуальные проявления коллективного образного мира, оформленные телесно и передающиеся при помощи всевозможных гаджетов. Таким образом, именно внешнее восприятие сегодня находится на высшей ступени телесных характеристик.

Находящееся в непрерывном процессе трансформации и становления тело, будучи образом, понимаемым как действие, производимое телом, «мгновенно проявляет себя в мире» (А. Бергсон). Тело-образ, как особого вида экран с идеальной отражающей поверхностью воспроизводит каждое мгновение настоящего. Существуя в едином динамическом поле чувственных образов, оно витает в потоке множества действий, проявлений и реакций. Мир, в свою очередь, представляется как «системой взаимодействующих между собой образов», в которой наше тело, являясь специфическим образом, способно занять центральное место, «стать особым экраном, через который протекает, дифференцируясь по своим протокам, рукавам, устьям, река «всемирного становления» [11, С. 13 – 17]. Масс-медиа, создавая с помощью текстов подспорье для дальнейшей визуализации телесных образов, формируют общие стереотипы и модели поведения. Они косвенно устанавливают допустимые границы нормы, диктуют стандарты красоты. Конечным итогом данного процесса является формирование идеала. Именно СМИ трансформируют человеческое тело до неузнаваемости – превращают его в геометрическую фигуру или диаграмму, в изображение или 3-D модель, придавая вид, равный фантазии модификатора. Эти, уже не являющиеся диковинными изменениями, прослеживаются в таких распространенных на сегодняшний день культурных феноменах как перфоманс, инсталяция и хэппенинг.

Подчеркнем, что, обретая совершенно новую роль, информационные технологии в современном мире интегрируют и направляют в определенное русло общественное мнение, значительно расширяя при этом сферу публичности и стирая границы индивидуальности. Вся визуальная динамика человеческого тела, ранее скрывавшая внутреннюю сущность, сегодня становится средством выражения личностного начала и интимности. Именно внешние характеристики человека являются первоочередными в оценке целостного образа, в котором «тело, позы, одежда говорят задолго до того, как будет произнесено первое слово» [13, с. 19]. Интересную мысль о взаимодействии тела и «электрических медиа» высказывает М. Маклюэн. Определяя средства масс-медиа как продолжение органов человеческого тела, он говорит о том, что, применяя любые технологии (расширяя тело), человек превращается в «органы размножения машинного мира» [9, с. 57]. Теперь его организм несет «свой мозг за пределами черепной коробки, а нервы – за пределами кожного покрова» [9, с. 82]. Возникшие медиа, берут в аренду наши глаза, уши и нервы и умело манипулируют нашим сознанием, они моделируют наши роли в жизни общества, и, беря во власть восприятие мира, делают его условным, абстрактным и замкнутым. «В медиуме образов заложена двойная связь с телом. Телесная аналогия осуществляется в первом смысле из-за того, что мы понимаем медиа-носители как символическое или виртуальное тело образов. А во втором смысле связь в том, что медиа вписывают себя в наше телесное восприятие и изменяют его» [8]. Наше тело, следовательно, передается и управляется медиа-технологиями.

Таким образом, тело человека, выходя за рамки биологического организма в медиа-пространстве расширяет собственные границы, однако, оно отдает часть себя, и становится составляющей коллективного, масс-медиального тела. Являясь пользователем социальных сетей, потребителем рекламы, радиослушателем или абонентом мобильной связи, человек, зачастую не осознавая того, часть своего ощущаемого и воспринимаемого тела вверяет в рамки такого тела, контуры которого ясно не видны, однако ощутимы. Тогда возникает одно обезличенное тело, быстро собирающееся и исчезающее в точках информирования. Проявление телесности в масс-медиа образах подчиняется одной из важных идей о телесном каноне, выдвинутой М. Бахтиным. Телесный канон он называет «определенной тенденцией изображения тела и телесной жизни», формирующейся «на основе ценностных установок культуры», и определяющих «наиболее приличествующие, эталонные и достойные для запечатления параметры (характеристики) тела» [5, с. 60]. Вопреки сложившемуся стереотипу о стабильности канона, телесная его интерпретация обладает пластичностью и подвижностью, она развивается, идя в ногу со временем, выходя за рамки искусства и проникая в сферу повседневности. Множество канонов, транслируемых с помощью средств массовой информации, формируют стереотипные, лишенные индивидуальности мнения. Примером того служат телесные воплощения актеров, артистов эстрады, топ-моделей, футболистов и так далее. Каждый из них уже не является просто человеком – теперь это символ, олицетворяющий определенный товар, это лицо, ассоциирующееся с той или иной фирмой, это индивид, попавший во власть масс-медиа. Созданный таким образом «культ знаменитостей», служит отправной точкой формирования идеалов, подражая которым, как сквозь кальку, общество перенимает модели поведения, вкусы, ценности и непосредственно внешность. Активный рост числа подражателей, осознанно и целенаправленно изменяющих свою внешность ради максимального сходства с современными селебрити, подталкивает к мысли о том, что визуальность в масс-медиа идет рука об руку с телесностью.

Также взаимосвязь телесности и медиа образа раскрывается посредством рекламы – информационного сообщения, о каком-либо товаре. Профессионально с режиссированный ролик и точно продуманный маркетинговый ход, на страницах журналов либо телеэкранах вырисовывает образы ярких, уверенных в себе, молодых и здоровых людей, с идеальными телами, взывающими обратить на себя внимание. Яркие эффекты и удачная съемка за маской красоты скрывают реальные телесные характеристики, выставляя напоказ полезность рекламируемого продукта.

Однако формирует медиа индустрия свои образы и без визуализированных объектов. Слыша об успешных бизнесменах или леди, мы уже рисуем в своем воображении человека средних лет, в деловом костюме, с очками и папкой. У него (неё) дорогие часы, идеальная фигура и автомобиль представительского класса. Однако, вернувшись в реальность, понимаем, что она не тождественна медийному образу. Примерами могут служить такие непритязательные в реальной жизни личности как М. Цукерберг, Дж. Безос, У. Баффет, избегающие предметов роскоши и отдающие предпочтение простоте, удобству и функциональности.

Тело, являясь подспорьем для воплощения в образе, видоизменяется в процессе постоянного взаимодействия с информационными средствами и субъектами социокультурной реальности. Так, в картине, зеркале, в отражении монитора трехмерное тело переводится в плоскость, оно, по сути, находится там, где его нет. Проявляющийся на плоской поверхности световой отпечаток – цифровой образ, вступает в отношения с телом, хотя и весьма абстрактно.

«Сущность медиа-реальности, – по мнению А. Иваненко, – метафорически тождественна экрану – легко настраиваемому и направленному исключительно на восприятие. Отсекая любую возможность «взглянуть вглубь», монитор, транслирующий электронные образы, делает акцент на телесной оболочке, картинной демонстрации тела, нивелирующего личность» [4, с. 299]. Говоря на языке образов и смыслов, человек воспринимает реальность сквозь призму компьютерных технологий. Тело другого объекта уже не рассматривается как данное индивиду, оно в первую очередь сравнивается с существующим в сознании медийным образом, а уже после оценивается как субъективное. Современная медиа индустрия посредством событий, представляемых на экране (либо в публицистических изданиях), создает такой идеальный телесный образ, после которого даже самое прекрасное реальное тело, кажется ущербным и далеким от совершенства. Это связано с тем, что краски на телеэкранах и на страницах глянцевых журналов поддаются невероятному количеству ретуши, в ходе которой цвета становятся насыщеннее, недостатки тщательно скрываются, а достоинства подчеркиваются. Что же касается образов, создаваемых текстами, то и они, формируясь в нашем воображении, выступают настолько идеальными, что очень редко соотносятся с реальной действительностью. В итоге, находящееся в информационном потоке тело, исключается как некая ощутимая субстанция и трансформируется в чистый знак, приводящей к потере собственного «Я» в сети и дальнейшем отрицании реального неидеального тела.

Реальность, выступая совокупностью множества образов, сегодня подвержена «невротической одержимостью инноваций» [7, С. 38 – 39]. Огромный объем информации, транслируемой масс-медиа, приводит к зависимости, к пресыщению образами, замещающими и погружающими нас в полусон. Нуждающиеся прежде в дополнении и выдумывании образов тексты, теперь ограничиваются производством и передачей по традиции «образных текстов», формируя память, опирающуюся лишь на образы. «Все меньше человек относится к производителю и все больше к потребителю готовых, штампованных образов, едва ли еще требующих силы воображения» [12]. Возникающая на просторах трансформирующегося медиа-ландшафта информация, лишается возможности отдаления качества от заурядности, что приводит к сумбурности медиа-реальности. Тогда возникает своеобразный кризис, где нарастающий шквал инноваций уже не вселяет доверия и происходит обратный процесс – достигшие Абсолюта атрибуты телесного образа в масс-медиа, находясь во всем и везде разрушаются.

Проведя анализ телесности в масс-медиа образах, мы выделили её специфические черты и характеристики:

− всеобъемлемость. Способность масс-медиа охватить все и всех, приводит к тому, что телесные характеристики, как и чувственные, выносятся за пределы биологического тела, искусственно созданный идеальный образ, который заставляет общество повсеместно испытывать одни и те же чувства, эмоции и формирует единые поведенческие реакции и мысленные потоки;

− эклектичность. Взаимопроникновение культур современного общества отражается и на телесности, масс-медийный образ которой характеризуется смешением разнородных форм, стилей, идей и взглядов. Собирательное телесное очертание, формируемое в сознании людей, часто состоит из самых лучших, однако далеко не всегда совместимых качеств, ведущих к формированию безвкусицы, шаблонности и ложности описываемого;

− стереотипность. Оказывая массовое воздействие на сознание людей, медийное пространство создает стереотип – четкое и устойчивое представление о телесном образе человека, находящемся в тех или иных обстоятельствах и принадлежащему к определенному социальному слою. Нередко, созданный образ обладает несуществующими телесными характеристиками, несвойственными данному объекту паттернами поведения, а также ложными национальными, гендерными и возрастными особенностями;

− фрагментарность. Создаваемые медиа технологиями телесные образы представляют собой эквивалент неполной целостности или, точнее сказать мозаичности. Обладающие большей привлекательностью или значимостью составляющие целостного объекта преумножают свои достоинства, в то время как некоторые фрагменты телесного воплощения скрываются, выпадают, либо не представляются вовсе;

− непостоянство. Идентифицируя себя с определенным идеальным образом, и погружаясь в медиа-реальность, человек попадает в поток многочисленных телесных идеалов. Найдя подходящий, и поставив цель в его достижении, человек через некоторое время понимает, что он уже не моден. Не сохранившийся телесный образ сменяется новой модификацией, отправляя старую ипостась в небытие. Тогда незакрепленный в сознании образ, приводит не только к исчезновению телесного воплощения, но и к исчезновению культурной памяти, традиций и воспоминаний;

− видоизменяемость. Вытекая из предыдущей характеристики, телесность в масс-медийной реальности формируется по мере возникновения тех или иных «модных» тенденций. Это приводит к вынужденной модернизации и адаптации образа тела в динамично изменчивой информационной среде.

Таким образом, реалии современного мира тесно связаны не только с технологическими инновациями, но и с бурным развитием медиа-процессов, которые проникают во все сферы повседневной жизни. Человека повсюду окружают созданные культурой медиа образы. Трансформируя социокультурное пространство XXI века, масс-медиа переносят виртуальную динамичность, визуализированность, искусственность и мозаичность в онтологию реальности, перенасыщая ее неотфильтрованной информацией. Процесс усовершенствования тела, возрастая под натиском масс-медиа технологий, охватывает все большее количество людей, подначивая общество выставить не только реальное телесное воплощение на показ, но и всеми доступными средствами создать и модернизировать телесное воплощение в масс-медиа культуре. Это приводит к тому, что человек теряет свою идентичность и рискует рассеяться в толпе безликой серой массы. В результате, реальное тело находится под угрозой стирания, замены медиа образом. Технические средства, заполонившие повседневность, выдвигают на передний план образ тела, а не его реальное воплощение. Компьютерный аватар, будучи лишь изображением человека в сети, в будущем может стать основным критерием идентификации личности в новой, масс-медийной реальности.

 

Литература

 

1.                  Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики / Е. Н. Богдан // Вестник Моск. ун_та. Сер. 10: Журналистика. – 2007. – № 4. – С. 122 – 127.

2.                  Вульф К. Антропология: История, культура, философия / К.Вульф // Пер. с нем. Г. Хайдаровой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. – 280 с.

3.                  Деркач А.А., Перелыгина Е.Б. и др. Политическая имиджелогия / А. А. Деркач, Е. Б. Перелыгина. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 400 с.

4.                  Иваненко А. И. Практическая медиафилософия / А. И. Иваненко // Человек познающий, человек созидающий, человек верующий: сб. ст. І ред. кол.: Солонин (пред.) и др. – СПб., 2009. – С. 296-304.

5.                  Капкан М. В, Культура повседневности / М. В. Капкан. – Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2016. – 110 с.

6.                  Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М.Кастельс // Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

7.                  Луман Н. Власть / Н. Луман; пер. с нем. А. Ю. Антоновского.– М.: Праксис, 2001. – 256 с.

8.                  Маклюэн Г. M. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры / Г.М.Маклюэн. – М., 2003. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. – 10.11.2008. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3568.

9.                  Маклюэн Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Г.М.Маклюэн; пер. с англ. В. Николаева. – М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – 464 с.

10.              Марущак А. В. Политико-социальный образ России в американском медиа-пространстве / А. В. Марушак // Журналистский ежегодник. – 2012. – №1. – С. 93 – 96.

11.              Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию / В. Подорога. – М.: Ad Marginem, 1995. – 340 с.

12.              Baudrillard J. Das Andere Selbst / J. Baudrillard. – Wien, 1987; vgl. auch Anm. 30

13.              Sampson E. The image factor. A guide to effective self-presentation for career enhancement / E. Sampson. – London: M&E. Handbooks, 1994. – 201 p.

 

Поступила в редакцию 12.01.2018 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.