ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Бытие человека в виртуальной культуре: имманентное и

трансцендентное

 

Лобовикова Елена Александровна,

кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой рекламы и PR-технологий Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского.

 

В условиях становления информационного общества возникает новый социокультурный феномен – виртуальная реальность. В виртуальной реальности человек как транслятор культуры в своем общении с окружающими его людьми передает информацию о культуре, при этом создает новую разновидность культуры - виртуальную. Виртуальная культура представляется нам как некая понятийно определенная и закрепленная, опосредованная инфокоммуникационными средствами целостность (человека характеризует как сама информация, так и ее объем - то, что, по мнению человека, должны знать о нем все). В виртуальной культуре реализуется философский принцип «бытие человека - это бытие с другим». Для виртуальной культуры свойственна неожиданная вовлеченность пользователя в поток волнения, нелогичность, внепредметность и бесформенность. В таком случае создается новый тип личности с исчезновением собственного «Я», растворении его в пространстве информации и разбиение на частицы виртуальных объектов, происходит утрата личности как следствие ее фрагментаризации. Виртуальному, в отличие от элементов объективной реальности, не присуще свойство объективности, так как все объекты, которые имеют место в виртуальном состоянии, ирреальны, иллюзорны, и основные качества задаются непосредственно разработчиком.

Пребывание человека в виртуальной культуре нам представляется целесообразным охарактеризовать через сферы имманентности и трансцендентности. Трансцендентное – продукт выхода человека за пределы или границы имманентного. Его результатом выступает создание трансцендентного мира, в данном случае это может быть виртуальный мир. Дойдя до границ целого, человеческий разум стремится заглянуть в запредельное. Тогда формируется понятие трансцендентного и предполагается трансцендентная сфера. Под трансцендентностью понимают существующую вне нас объективную реальность. Трансцендентность – это некая сверхсфера, которая превосходит и сознательное, и бессознательное. Если под трансцендентным можно понимать выход за пределы чего-либо, то пребывание человека в виртуальной реальности, также является трансцендентным. Приобретенное новое знание / опыт означает для человека выход в трансцендентное (выход за рамки своей имманентности), которое после усвоения знания / опыта превращается в новое имманентное (расширение сферы имманентного). Имманентное противоположно трансцендентному.

По мнению З.С. Завьяловой, вход человека в виртуальную реальность (псевдо-реальность) есть попытка выхода за границы своей сущности, что может рассматриваться как незаменимое условие становления личности и реализации её потенциала [1, с.44]. Потребность в иллюзорной жизни, когда мир раскрывается как приключение, есть антропологическое свойство. Конкретный человек имеет конкретную сферу имманентности и соответственно этому сферу трансцендентности. Имманентной реальностью выступает внутренний психический мир человека, его сознание. А точнее – отождествление бытия с сознанием. «Быть — значит находиться в сознании в качестве объекта или субъекта восприятия и мышления. Весь внешний мир, а также и собственное тело, есть объективное содержание, ощущаемое, представляемое или мыслимое — таким образом оно находится в сознании».

Наряду с материальным миром возникает и развивается виртуальный, или искусственно-субъективный вариант мира. Мир телесных сущностей противостоит миру нематериальному – виртуальной реальности. Виртуальное бытие содержит свойства объективно-идеального, субъективно-идеального и материального бытия. К материальному бытию относится, например, воздействие на органы чувств человека; к объективно-идеальному - законы логики, которым принадлежит важная роль в информационно-компьютерных технологиях; к субъективно-идеальному бытию – то, что по воле субъекта могут изменяться его параметры.

Характеризуя виртуальное бытие, О. И.Немыкина отмечает: «виртуальная реальность есть реальность образная; образы виртуальной реальности не имеют предметно-сущностного содержания; образная реальность является ареной проявления действия свободной воли человека; образ, в котором воплощена воля человека, является принципиально иным по отношению к человеку, является не его выражением, он целиком задается программой, определяющей виртуальную реальность, и носителем, который раскрывает программу» [2, с.58].

В традиционной культуре человек познавал мир через собственный опыт, лично контролировал действительность, а в виртуальной культуре он получает информацию через образ события, а не само событие. Возникает «информационная ротация» - бытие события не в реальности, а в виртуальном пространстве: ничего не существует, если этого нет в ленте новостей. Базой для этого нового вида реальности послужила глобальная сеть Интернет, которая стирает границы, размывает национальную принадлежность и предоставляет анонимный доступ к имеющимся ресурсам.

Виртуальная реальность – это копия физического мира, альтернативная сфера бытия человека. Пребывая в виртуальной реальности человек, выступая в статусе то субъекта, то объекта массовой коммуникации, оказывается перед выбором своего социального статуса и способа самовыражения – в качестве дигитального двойника «без имени и просто без судьбы» или реального участника социальных взаимодействий на публичной арене. Он оказывается погруженным в «одушевленное» пространство (образов, схем поведения, шкал ценностей), являющегося не чем иным, как трансформированным.

Таким образом, трансцендентное – это нечто, превосходящее имманентное, хотя и включающее в себя имманентное. Как и в объективной реальности, так и в рамках виртуальной реальности, человек находится под влиянием господствующей в ней культуры и ощущает последствия такого погружения. Имманентно-виртуальные смыслы трансцендентны по отношению к жизненной реальности. Пользователь, находясь в сети, не обладает такими параметрами как физическое тело, время и расстояние. Через информационно-коммуникационную систему человек так взаимодействует с культурой, что ощущает свою полную самостоятельность и независимость от других людей в освоении культуры.

Виртуальная культура не является автоматическим отражением реальности, а имеет относительную независимость. Она трансформируется в зависимости от интерпретации информации или интерпретации действительности сознанием человека, при этом также воздействуя и изменяя человеческое сознание. Пребывая в виртуальной реальности человек, выступая в статусе то субъекта, то объекта массовой коммуникации, оказывается перед выбором своего социального статуса и способа самовыражения. В виртуальном пространстве, создающем и воспроизводящем реальность, субъекты играют поочередно одни и те же роли. Соотношение ролей меняется в зависимости от способа развития и саморазвития реальности: от пассивного созерцания до интерактивного участия в разворачивающихся событиях. В виртуальной культуре каждый человек оказывается в статусе и субъекта, и объекта одновременно; имманентное противопопоставляется трансцендентному, при этом имманентное переходит в трансцендентное, которое в то же время, включает в себя имманентное.

 

Литература

 

1.                  Завьялова З.С. Самоидентификация личности в условиях сетевых коммуникаций: постановка проблемы // З.С. Завьялова / Гуманитарная информатика. – Вып.4. -С.40-51.

2.                  Немыкина О. И. Понятие виртуальности в философском контексте // О. И. Немыкина / Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. - 2011.- №.1.- С.53-62.

 

Поступила в редакцию 05.07.2018 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.