ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Развитие академического пения в Узбекистане

 

Азизов Фаёз Самиевич,

преподаватель Каршинского государственного университета,

Мавлонов Азамат Бахтиёр угли,

студент 3 курса педагогического факультета Каршинского государственного университета.

 

В статье автор размышляет об особенностях развития академическою пения в Узбекистане. По мнению автора, академическое пение в Узбекистане развивалось в частности благодаря трудам и учебным пособиям И.П.Брызгалова.

Ключевые слова: пение, композитор, музыка, вокал, баритон, бас, жанр, талант, педагог, ученик, метод, артистизм, искусство, голос, слух звучания.

 

Академическая манера пения в Узбекистане опирается на русскую вокальную школу, истоки которой – в русской народной песне с характерным для нее широким, плавным протяжным пением – распевом (напевностью, русской кантиленой). Профессиональное обучение пению началось в Киевской Руси в церковных певческих школах; учителями были певцы, специально привезенные из Византии. Специальные вокальное- методические труды по сольному пению появились лишь в ХIХ в. («Школа пения» А.Е.Варламова) [1.c.194-195]. Бережно сохраняя самобытные черты, русская вокальная школа впитала положительные традиции итальянской, французской, немецкой школ. Ее становлении связано с именами Г. Ломакина, создавшего в 1837 году «Методу пения 1» и «Методу пения 2», Ф. Евсеева, который в 1838 году опубликовал «Школу пения» [2.с.67.], А.Варламова («Полная школа пения», 1840). Многие практические указания в этих работах созвучны современным методическим принципам пения. Немалое влияние на развитие отечественной вокальной школы оказали композиторы Доглинкинского периода Д. Бортнянский, А. Вертовский, А. Гурилев. Но ярко выраженный национальный характер она приобрела в творчестве М.Глинки. Он и является основоположником русской классической вокальной школы, днем рождения которой считают 27 ноября 1836 года – дату премьеры оперы «Иван Сусанин» [5.c.5].

Русские композиторы, сохранив и обогатив народные традиции, привнесли в музыку новые интонации, ритмы, гармонии. Это благотворно повлияло на развитие вокальной школы, предъявило к певцам новые требования.

Русской вокальной школе свойственно многообразие выразительных средств. Владея ею, можно отлично петь на любом языке. Огромную роль в ней играют владение дыханием, работа гортани, пользование резонаторами, бережное отношение к тексту, декламационная выразительность интонирования, художественная правда.

В русской, в отличие от других национальных вокальных школ, получил развитие и достиг вершины стиль итальянского bel canto[1]. Это связано с тем, что русский язык (как итальянский, украинский) из-за преобладания гласных звуков необычайно певуч.

Академической манерой пения может овладеть человек любой национальности, но при этим коррективы вносит разговорный язык. «…Язык влияет на организацию вибрационной работы голосовых связок, создавая необходимый тип этой работы и накладывая неизмеримый отпечаток на функцию гортани в целом». И далее: «Этим объясняется… трудность усвоения европейской манеры певческого голосообразования для многих народов Востока, обладающих жестким и гортанным характером звучания голоса» [4.c.25-26].

Исполнители узбекской профессиональной музыки устной традиции – представители узбекского классического пения – обладают, как правило, особой голосовой природой. Кроме макомов и других жанров профессиональной музыки такие певцы обычно ничего другого не поют. Поэтому они не нуждаются в овладении какой-либо другой вокальной школой.

Царский ревизор граф Пелен, посетивший в 1911 году Среднюю Азию, писал про развитие музыкального воспитания и образования в Узбекистане, что если дело и дальше так пойдет, то для достижения краем европейского уровня образования ему понадобится 1600 лет. Этот прогноз считался оптимистичным [7.c.14].

В периодической печати того времени в одной из статей, посвященных развитию узбекского искусства, писали: «… в следствии неблагоприятных исторических условий мы застыли в области искусства на той точке, которой достигло оно в XIV – XV веке… музыка, игравшая большую роль в жизни нашего народа, благодаря позднейшему воззрению на нее как на «греховное» дело, - зачахла». И далее следует правильный вывод о том, что усваивать европейскую музыкальную культуру следует «не механически, а тщательно изучая и выбирая лишь только то, что ценно и значительно. Только тогда мы не потеряем нашего искусства, и даже более того – обогатим его. Итак, сохранение веками созданного восточного искусства и изучение искусства европейского – вот та задача, которая стоит в настоящее время» [6.c.30].

Общий уровень исполнительства во многом определяется степенью профессиональной подготовки педагогов, их эстетических вкусов, умения ориентироваться как в общих вопросах культуры, так и в специальных, связанных с профессиональной деятельностью. Но не всегда педагоги-исполнители решаются излагать свои взгляды, обобщать накопленный опыт в статьях и учебных пособиях.

«Школа пения для баритона и баса» - редкое исключение. Она принадлежит перу одного из старейших педагогов-вокалистов – Игорю Петровичу Брызгалову (1918 - 1986). Родился он в Саратове, а с 1921 года, исключая небольшие перерывы, его жизнь была связана с Ташкентом. С 1940 по 1946 годы он служил в рядах Советской армии, воевал на фронтах Великой Отечественной войны, имел много боевых наград. После окончания Ташкентской государственной консерватории и работы в Бурятском оперном театре Игорь Петрович до конца своих дней преподавал в музыкальном училище в Ташкенте. За тридцать пять лет педагогической деятельности он воспитал более пятидесяти певцов. Среди них – заслуженный артист УзССР, лауреат Государственного премии УзССР имени Хамзы, лауреат премии Комсомола Узбекистана К.Мухитдинов; заслуженный артист УзССР, лауреат международных фестивалей в Софии и Берлине Я.Целепидис; заслуженный артист УзССР Ю.Жданов; заслуженный артист Украинской ССР Д.Джолас; заслуженный артист Молдавской ССР Ф.Аникеев; заслуженный артист Кабардино-Балкарской АССР М.Текуев; лауреат международного, всесоюзного, республиканского конкурсов, лауреат премии Ленинского Комсомола Чехословакии А.Троицкий и др.

Автор «Школы пения» закончил консерваторию у основоположника академического вокального образования в Узбекистане, заслуженного деятеля искусств и заслуженного артиста Уз ССР, профессора А.П.Власова, проработавшего в Ташкенте с 1918 по 1952 год.

Вокальная школа Власова, активным пропагандистом которой был И.П.Брызгалов, отличалась простотой, естественностью, позиционно высоким, ярким, полетным звуком, задушевностью и выразительностью исполнения, а также приучила к нагрузке во время пения весь организм, лишенный малейшей зажатости. Настоящее учебное пособие и призвано помочь выработать у начинающих певцов эти навыки.

Для талантливого певца, обученного академической манере, не трудно петь и в манере национальной. Вспомним знаменитого азербайджанского певца Буль-буль Мамедова – он превосходно владел обеими манерами пения. Академическая манера позволяет певцу достичь вершин вокального искусства и достойно представить свой народ на мировой арене.

Благодаря трудом и учебным пособиям Брызгалова в Узбекистане в академической и народной манерах свободно пели и поют народные артисты К. Закиров, Н. Хашимов, С. Ярашев, А. Азимов, С. Беньяминов, И. Жалилов, Ж. Пиязов, артисты Р. Усманов, С. Азимов, А. Ражабов, Э. Турсунов. Учебное пособие по вокалу составлено в соответствии с программными требованиями, действующими в среднем звене. Но «адресат» его гораздо шире. Ведь нередко на вокальные отделы высших учебных заведений принимают студентов без предварительной профессиональной подготовки и поэтому педагоги вузов должны вести их тем путем, который намечает И.П.Брызгалов.

 

Литература

 

1.                  Александрова В.Н, Барсов Ю.А, Бронфин Е.Ф, Мейлих Е.И, Ступень А.М, В.С.Фомин, Земсовский И.И, Островский А.Л, Романовский Н.В. Спутник музыканта.- Л: Музыка, 1969.- 380 с.

2.                  Барсов Ю. Из истории русской вокальной педагогики / В сб.: Вопросы вокальной педагогики. Вып.6.-Л., 1982.

3.                  Брызгалов И.П. Школа пения для баритона и баса.-Т.:Изд-во лит.и искусства, 1987. – 144 с.

4.                  Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. - М., 1964. С.- 25-26.

5.                  Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М., 1986. -174 с.

6.                  Саид Али Ходжа. Искусство и творчество узбеков / Искусства и жизнь, 1922, №1 Цитируется по книге Я. Пеккера «Узбекская опера».- М.: Госмузиздат, 1963, с.30.

7.                  Юлдашева С.Х. Развитие музыкального воспитания и образования в Узбекистане. – Т., 1979.-142 с.

 

Поступила в редакцию 12.03.2018 г.



[1] Bel canto (итал.) – красивое пение; связное, широкое, кантиленное, с непрерывно льющимся звуком.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.