ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Ситуационный анализ: метод политического прогнозирования Евгения Максимовича Примакова

 

Situational Analysis: The Method of Political Forecasting by Yevgeny Maximovich Primakov

 

Алмаммадов Вели Элизбар оглы,

Университет Гази.

 

Евгений Максимович Примаков войдет в историю как создатель ситуационного прогноза, который качественно раздвинул познавательные способности человечества. Как показала практика ситуационный анализ Е.М.Примакова – это эффективная форма анализа критических ситуаций с участием ученых-исследователей и практиков. При этом подчеркивалось, что объектом исследования и краткосрочного прогнозирования при проведении ситуационного анализа могла быть «практически любая политическая ситуация проблемного характера».

 

Yevgeny Maksimovich Primakov will go down in history as the creator of a situational forecast, which qualitatively extended the cognitive abilities of mankind. As practice has shown, the situational analysis of Primakov is an effective form of analysis of critical situations involving research scientists and practitioners. At the same time, it was stressed that the object of research and short-term forecasting during the conduct of the situation analysis could be "practically any political situation of a problem nature".

 

Конец XX – начало XXI века характеризуются как период кардинальной реформации всего мироустройства. Процессы глобализации, демократизации стали поводом для заявления о переходном состоянии мировой политической системы. Попытки осмыслить происходящие перемены, создать определенный анализ исторического прошлого. Попытки провести комплексный анализ происходящих перемен, а также провести анализ исторического опыта смены международных систем были предприняты учеными, представителями различных научных дисциплин, на основе этого анализа создать картину развития будущего. В результате этих процессов на первый план выходит такое явление как политическое прогнозирование.

Под политическим прогнозированием понимается процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятности развития политических событий, путях его осуществления. Особенно ценны результаты политического прогнозирования, если речь идет о событиях международной жизни, и в особенности конфликтных ситуаций.

Политическое прогнозирование оковывается на таких принципах, как альтернативность, системность прогнозирования, непрерывность, верификация.

Принципы прогнозирования, в свою очередь, реализуются через конкретные методы научно прогностических исследований: экстраполяция, моделирование, экспертиза. К основным методам политического прогнозирования относятся такие методы как моделирование:

-                   метод экспертной оценки или так называемый метод Дельфы;

-                   построение сценариев, которые позволяют определить последовательность событий;

-                    метод экстраполяции, что позволяет избежать ошибки в прогнозе;

-                   брейнсторминг или метод «мозговой атаки», который определяет генерацию идей и контраргументацию и критику этой идеи.

Все выше перечисленные методы призваны разрабатывать политическое прогнозирование с целью повышения эффективности принятия политических решений.

Говоря о политическом прогнозировании, особенно если речь идет о прогнозировании международных событий, следует особо выделить метод ситуационного анализа, который вел в оборот величайший ученый- международник современности Евгений Максимович Примаков. Этот метод стал действенным и приобрел сторонников, благодаря эффективным результатам.

Е.М. Примаков был сторонником сочетания теоретических и практических сфер исследования. В этой связи большой научный интерес, и практическую значимость представляет новое направление в процессе исследований с прямым выходом на политику – ситуационный анализ.

Метод ситуационного анализа предназначен для исследования и прогнозирования отдельных конкретных международно-политических ситуаций. Методика включала в себя целый комплекс: подбор «совместимых» экспертов – ученых и практиков, выступающих от собственного имени; сценарий обсуждения, состоящий из ряда взаимосвязанных блоков; «домашнее задание» экспертам; правила дискуссий; виды формализации; подготовка документа «на выход».

Впервые методика ситанализа была предложена в 1961 году в Институте мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) и затем была реализована в ряде практических ситуаций. Взяв за основу элементы таких методик как «мозговая атака», «метод Дельфы» и многие другие, Евгений Максимович смог создать абсолютно новую конструкцию

Сам процесс ситуационного анализа делился на три этапа:

-                   создание сценария ситуации, подлежащей анализу, с присущими ей внутренней структурой и внешними взаимосвязями;

-                   получение на основе сценария большого объема разноплановых экспертных оценок;

-                   создание заключительного документа, критически обобщающего эти оценки[1].

В ходе подготовки ситанализа формируется группа экспертов примерно из 20–25 человек. Необходимо, чтобы это были научные работники и практики из различных ведомств: а) эксперты–специалисты по данному региону или проблеме в целом; б) эксперты–специалисты по частным вопросам, рассматриваемым во время ситанализа; в) эксперты–специалисты по другим проблемам, имеющим существенную взаимосвязь с рассматриваемыми вопросами; г) эксперты–глобалисты. Из состава экспертной группы руководитель формирует высококвалифицированную команду из 3–5 человек, которая:

-                   определяет четкую цель ситанализа;

-                   создает аналитический сценарий;

-                   готовит письменные анкеты для дополнительного опроса экспертов.

В рамках этого этапа создается аналитический сценарий развития ситуации. Также предусмотрено разделение исследуемой проблемы на ряд проблем

Как подчеркивает сам Е.М.Примаков в своей работе «Годы в большой политике» ситанализ проводился в течении дня. Эксперт приходит на ситанализ, будучи заранее ознакомленным со сценарием и после «домашней» проработки закрепленных за ним сценарных вопросов. Помимо выступавшего, по заранее определенному вопросу имели право в течении нескольких минут высказаться только те , кто были с ним не согласны. При этом следует отметить, что подготовкой сценария могла осуществляться только профессионалами, глубоко разбирающимися в теме обсуждения. При этом эксперты рассматриваются как обладающие равным весом в своих оценках. Они должны быть готовы не только дать ответ на закрепленные за ними вопросы по сценарию, но и подвергнуть критическому анализу другие индивидуальные оценки[2].

В рамках второго этапа происходит разъяснения руководителем конкретной цели обсуждения, структуры и содержания сценария, а также регламента, прав экспертов, их обязанностей. Участники ситанализа не должны без особого разрешения ссылаться на его материалы вне рамок мероприятия, необходимо соблюдать анонимность авторов и тех или иных точек зрения. Руководитель обязан строго контролировать ход дискуссии не только по времени выступлений, но и по их характеру. Это правило действует только в том случае, если эксперт отклоняется от вопроса, заданного ему заранее, и говорит на другую тему, или же «переключается» на тему, заданную другим докладчиком. Вопросы экспертам могут задаваться всеми участниками без исключения, но не в ходе выступления, не после каждого из них, а после завершения всех выступлений по данному блоку. Председатель и сценарная группа на данном этапе заботятся о «подгонке» ответа эксперта к вопросу сценария. Дальнейшие выступления могут быть только в случае несогласия с выводами докладчика или его ответом на заданный вопрос. Дискуссия ведется строго в рамках данного блока, поэтому пресекаются попытки выйти на вопросы, относящиеся к следующим разделам. В ходе обсуждения создается новый объем информации и подчас возникает новое качество выводов ситанализа. Целью этого этапа является получить разноплановую информацию – оценки экспертов. Во время проведения ситанализа члены этой группы – равные участники обсуждения, однако их особой обязанностью является помощь руководителю дискуссии в постановке дополнительных, уточняющих вопросов с целью максимально приблизить эксперта к вопросу, сформулированному в сценарии. Одновременно члены этой группы ведут записи, необходимые для работы над заключительным документом. Затем группа преобразуется в редакционную (на данном этапе ее состав можно расширить, но незначительно) и вырабатывает заключительный документ

Заключительный документ должен придерживаться сценария, но не является его копией. Допускается появление новых вопросов, не предусмотренных первоначальным сценарием. Дискуссия не должна приводить к единомыслию, хотя, конечно, возможна и единая точка зрения. В итоговом документе излагаются мнения большинства экспертов, но отражаются и точки зрения тех специалистов, которые придерживаются особой позиции. Примакову довелось руководить большинством таких обсуждений.

Метод ситуационного анализа был результативен на практике:

-                   были спрогнозированы бомбардировки американской авиацией Камбоджи во время вьетнамской войны за четыре месяца до их начала;

-                   после смерти Насера – поворот Садата в сторону Запада и отход от тесных отношений с СССР;

-                   после победы «исламской революции» в Иране – неизбежность войны между этой страной и Ираком. Она началась через 10 месяцев после проведения ситуационного анализа[3].

Одним из значимых результатов сбывшиеся прогнозы экономических результатов энергетического кризиса, начало которому положил последовавший за войной в 1973 году на Ближнем Востоке резкий подъем цен на нефть.

Особенно возрастает роль ситуационного анализа в условиях слома тенденций, возрастающей неустойчивости, прогрессирующей турбулентности и т.п., иными словами, в эпоху перемен, как такие времена называют китайцы, или попросту, в наше время. Но в первую очередь этот метод предназначен для разработки конфликтных ситуаций, кризисов.

В течение 1971-1972 гг. была проведена уже серия ситуационных анализов, посвященных ближневосточной и европейской проблематике. Впоследствии, апробированная в ИМЭМО методика была заимствована и другими НИИ международного профиля, а также практическими организациями (МИД, внешняя разведка и др.). Как естественное продолжение работы в режиме СА вставал вопрос о методике международно-политического прогнозировании. Этой работой занялась группа под руководством самого Е.М. Примакова. В нее вошли тогда историк-международник В.И. Гантман и математик В.И. Любченко[4].

Был подготовлен 50-страничный документ, включавший пять приложений. Авторами в нем, в частности, отмечалось: «Предлагаемый метод дает определенную возможность свести в единый исследовательский процесс структурный, исторический (генетический) и причинно-следственный анализ международно-политической ситуации, выявляя ее ретроспективные, актуальные и прогностические аспекты. Одновременно этот метод предоставляет возможность организовать и направлять процесс активного сбора, оценки и переработки имеющейся первичной информации и воспроизводства большого объема новой, вторичной (аналитической и прогностической) информации о рассматриваемой международно-политической ситуации». Как показала практика ситуационный анализ Е.М.Примакова – это эффективная форма анализа критических ситуаций с участием ученых-исследователей и практиков. При этом подчеркивалось, что объектом исследования и краткосрочного прогнозирования при проведении СА могла быть «практически любая политическая ситуация проблемного характера».

 

Литература

 

1.                  Международная жизнь, №6, 2012.

2.                  Примаков Е.М. Годы в большой политике – М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1999, 448с.

3.                  Примаков Е.М., Хрусталев М.А. Ситуационные анализы. Методика проведения. Очерки текущей политики. Выпуск 1. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, МГИМО МИД России, 2006. 28 с.

4.                  Очерки теории и политического анализа международных отношений.М.: НОФМО, 2002. 384 с.

5.                  Рябцев В.Н. Анализ ситуаций в геополитически нестабильных зонах (регионах) современного мира как актуальная задача: общий ракурс рассмотрения / Инженерный вестник Дона, №3, 2017, с.1-30.

 

Поступила в редакцию 10.07.2018 г.



[1] Примаков Е.М., Хрусталев М.А. Ситуационные анализы. Методика проведения. Очерки текущей политики. Выпуск 1. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, МГИМО МИД России, 2006, с.6.

[2] Примаков Е.М. Годы в большой политике – М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1999, с.44.

[3] Примаков Е.М. Годы в большой политике – М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1999, с.44.

[4] Рябцев В.Н. Анализ ситуаций в геополитически нестабильных зонах (регионах) современного мира как актуальная задача: общий ракурс рассмотрения/Инженерный вестник Дона,№3,2017 с.1-30.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.