Энергетический фактор во внешней политике Азербайджана
Energy Factor in The Foreign Policy of Azerbaijan
Алмаммадов Вели Элизбар оглы,
Университет Гази.
Суть процессов, протекающих в мировом пространстве с конца XX века, заключается в борьбе за контроль над глобальными энергоресурсами, и результат этой борьбы зависит от того, в какой форме этот контроль будет обеспечен. Главным ресурсом в этой борьбе была новая нефтяная стратегия, исключительную роль в которой сыграло подписание 20 сентября 1994 года «Контракта века» с крупнейшими нефтяными компаниями мира. Умело проводимая сбалансированная нефтяная стратегия и взаимовыгодные политические и экономические отношения со странами Запада и Востока вывели страну на более высокий уровень общественно-политического и социально-экономического развития, превратив Азербайджан в регионального лидера на Южном Кавказе.
The essence of the processes taking place in the world space since the end of the 20th century is to struggle for control over global energy resources, and the result of this struggle depends on the form in which this control will be provided. The main resource in this fight was a new oil strategy, an exceptional role in which was played by the signing on September 20, 1994, of the "Contract of the Century" with the world's largest oil companies. A skillfully conducted balanced oil strategy and mutually beneficial political and economic relations with the countries of the West and East led the country to a higher level of socio-political and socio-economic development, turning Azerbaijan into a regional leader in the South Caucasus.
Важнейшим инструментом регулирования отношений любого государства с другими странами, обеспечение реализации его национальных интересов на международной арене является проводимая им внешняя политика. Сущность внешней политики любого государства определяется конкретными целями, которые оно ставит перед собой, и средства их достижения. Причем это зависит от многих обстоятельств: общественно-политическое устройство государства, уровня его социально-экономического развития, степени активности участия в международных организациях и решением общемировых проблем. С развитием глобализации и неизбежным повышением требований к уровню экономического развития различных стран, энергетический фактор оказывает и будет оказывать все более возрастающее влияние на международные экономические отношения и внешнюю политику в целом. Его всесторонний анализ имеет, прежде всего, практическую ценность для выявления направлений, методов, возможностей внешнеполитической деятельности в целях повышения эффективности экономической безопасности[1].
Энергетическая составляющая становится все более весомым аргументом в глобальном геополитическом раскладе. В целях недопущения напряженности в мире все чаще ставился вопрос о необходимости достижения стабильности и обеспечения безопасности в сфере энергоснабжения в рамках всеобъемлющего и скоординированного международного подхода.
Азербайджан занимает заметное место в мировой энергосфере. Его энергетическая дипломатия в ближайшее время будет только усиливать свое влияние на внешнюю политику. Основанием для такого вывода служат прогнозы перспектив развития мирового энергетического сектора. По показателям запасов и добычи природного газа Азербайджан входит в число крупнейших мировых экспортеров. Таким образом, наша республика, за последние годы превратилась в регионального лидера на Южном Кавказе, и внешняя политика направлена на дальнейшее усиление позиций страны на международной арене. Именно поэтому основные направления азербайджанской внешнеполитической стратегии, взятой в энергетическом измерении, представляют особый интерес.
В настоящее время Каспийское море, нефтегазовые запасы его азербайджанского сектора серьезно интересуют не только страны региона – Россию, Иран, Украину, Турцию, но и потребляющие ¾ мировой энергии США, Англию, Францию, Италию, Голландию, Польшу, Японию, Китай и многие другие страны Запада и Востока. Одной из основных причин этого является новая нефтяная стратегия, основу которой заложил Президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев, и которая успешно претворяется в жизнь.
Реализация этой стратегии, начавшаяся с заключения нефтяного договора, получившего название «Контракт века», предоставила благоприятные возможности, создала благоприятную почву для расширения взаимного сотрудничества с другими странами мира и укрепления международных позиций Азербайджана как независимого государства, его интеграции в Европейское сообщество, создание дружественных отношений и отношений стратегического сотрудничества с ведущими странами мира и, в первую очередь с крупными государствами. В этом проекте были представлены Государственная кампания Азербайджанской Республики(10%), американские кампании АМОСО(17,01%), UNOCAL(10,05%), Pennzoil(4,81%), Ramco(2,08%), Exxon(8,00%), англо-норвежский альянс ВР(17,12%), Statoil(8,56%), турецкая TPAO(6,75%), японская Itochu(3,92%),саудовская DELTA (1,68%), Лукойл(10%). Этот договор « О совместной разработке месторождений «Азери», «Чыраг», глубоководной части месторождений «Гюнешли» в азербайджанском секторе Каспия, открыл в нефтяной истории Азербайджана новую эру. Согласно контракту , ведущие нефтяные кампании таких стран как США, Россия, Турция, Великобритания, Норвегия , Саудовская Аравия, в течении 30 лет должны добывать из месторождений 511 млн. тонн нефти[2].
После подписания «Контракта века» актуализируется проблема выбора маршрута транспортировки каспийской нефти на мировые рынки. Первоначально Азербайджан стал экспортировать нефть за пределы страны посредством двух трубопроводов: Баку–Супса и Баку–Новороссийск. Это еще одно доказательство сбалансированности во внешней политике Азербайджана.
Ввод в действие трубопровода Баку –Новроссийск и экспорт нефти по этому маршруту положительно повлияли на отношения с Россией, стало возможным сохранить традиционное сотрудничество с этой страной. В свою очередь линией Баку –Супса серьезно заинтересовались Украина, Польша , Румыния и проявили активность для ввода в действие линии Супса – Одесса – Броды как продолжение этого трубопровода, с целью участвовать в транспортировке каспийской нефти на Запад.
Однако, при подписании «Контракта века» в договоре было зафиксировано, что для транспортировки добытой нефти должен быть построен Основной экспортный трубопровод. Первоначально рассматривалось 11 вариантов, предусматривающих все способы транспортировки нефти ( по трубопроводу, частично по железной дороге и танкерами). Внимание было уделено трем основным направлениям транспортировки: южный вариант (транспортировка нефти через Иран), северный вариант (транспортировка нефти до российского порта Новороссийск) и западный маршрут транспортировки углеводородов (до турецкого порта Джейхан). Рассмотрев все плюсы и минусы каждого из вариантов, внешние и внутренние факторы, влияющие на транзитные страны, заинтересованные стороны остановили свой выбор на проекте ОЭТ Баку–Тбилиси–Джейхан. Этот маршрут изначально был в центре внимания. Его поддержали в США, с ним связывали свои позитивные перспективы Азербайджан, Грузия и Турция. В октябре 1998года президенты Азербайджана, Турции, Грузии, Казахстана. Узбекистана и представитель США подписали Анкарскую декларацию в поддержку проекта Баку-Джейхан.
На Стамбульском саммите (ноябрь 1999) президенты Азербайджана, Туркмении, Казахстана, Грузии и Турции в присутствии Президента США подписали соглашение о строительстве Основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку – Тбилиси –Джейхан. В мае 2000 года парламенты Азербайджана и Грузии, а в июне – и парламент Турции ратифицировали пакет соглашений по проекту Баку – Джейхан, что фактически означало завершение работ по его правовому оформлению. Следует отметить, что общая протяженность трубопровода составляет 1768 км (азербайджанская часть -443 км, грузинская часть-248 км, турецкая часть -1077 км), диаметр -1067мм, годовая пропускная способность -50 млн. тонн, добываемой на месторождениях « Азери –Чираг–Гюнешли», чей общий запас составляет 730 млн. тонн; общая стоимость по бюджету 2,95 млрд. долл. США. С учетом пропускной способности трубопроводов Баку – Супса (5 миллионов тонн в год) и Баку – Новороссийск (6 миллионов тонн в год), которая в 5 раз меньше пропускной способности Основного экспортного трубопровода, экономическая значимость трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан еще больше повышается.[3]
В состав спонсорской группы ОЭТ входят BP(34,76%), ГНКАР(25 %), Unocal (8,9 %), Statoil (8,71%), TPAO (6/87%), ENI (5%), TotalFina Elf (5%), ITOCHU (3,4%), Delta/ Hess (2,36%). [4]Эти компании стали долевыми участниками BTC Co. ( Baku – Tbilisi –Ceyhan). Именно эта компания обеспечивала строительство ОЭТ Баку–Тбилиси–Джейхан. На государственном уровне в реализации проекта приняли участие США, Азербайджан, Турция, Великобритания, Норвегия, Италия, Франция и Япония.
Свой серьезный интерес к проекту выразили многие государства, в том числе и Израиль, который предлагает продолжить нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан по территории своей страны.
«Союз Грузии, Турции, Азербайджана стал очень крупной региональной силой, располагающей природными ресурсами, транзитными возможностями, развитой инфраструктурой и промышленным потенциалом», - отмечают многие эксперты. Сегодня уже очевидно, что этот союз играет конструктивную, интегрирующую, созидательную роль в регионе, расширяя масштабы экономического сотрудничества и повышая уровень безопасности в стратегически важном регионе Южного Кавказа и вокруг него.
Природный газ наряду с нефтью тоже становится преобладающим инструментом геополитики, важность которого демонстрируется в реализации еще одного значимого проекта Азербайджана «Южный газовый коридор». Через несколько лет параллельно нефтепроводу Баку-Тбилиси- Джейхан была проложена вторая нитка для транспортировки газа из месторождения Шах-Дениз в Турцию. Это проект Южно-кавказского газопровода, который наиболее известен как Баку – Тбилиси –Эрзурум. Этот газопровод официально был открыт 25 марта 2007 года. Основными акционерами ЮКГ являются компании BP (28,8%), AzSCP (10%), "SGC Midstream" (6,7%), "Petronas" (15,5%), "LUKoil" (10%), NICO (10%) и TPAO (19%).
Сегодня ведутся работы по расширению Южно-Кавказского газопровода, чтобы по нему можно было транспортировать газ из месторождения Шах –Дениз в Турцию и далее , в страны Европейского Союза, благодаря чему Евросоюз получит новый источник поставок природного газа.
Энергетический проект «Южный газовый коридор» предполагает запуск двух газопроводов: Трансанатолийского газопровода (TANAP) и Трансадриатического газопровода (TAP). TANAP протянется в Европу из Азербайджана через Грузию и Турцию, TAP – через Грецию, Албанию, Италию. По этим двум веткам будет поставляться газ из месторождения «Шах Дениз».
Расширенный Южно-Кавказский газопровод станет первым из трех газопроводов на пути от Каспийского моря до Италии, которые составят новый «Южный коридор»для поставок газа в Европу. Европа начнет закупать азербайджанский газ в рамках второго этапа разработки газоконденсатного месторождения "Шах Дениз" с 2020 года. С таким заявлением выступил на конференции "Нефтегазовая неделя 2014", проходящей в Баку, глава компании "Южный газовый коридор" Афган Исаев.
Ожидается, что уже в рамках первой фазы TAP будет поставлять в Италию 8 миллиардов кубометров газа, что составляет примерно 12 процентов от текущего потребления в Италии. На втором этапе поставки удвоятся. Что же касается выгод, то по мнению экспертов, именно благодаря реализации ТАР Италия превращается в южный газораспределительный хаб Европейского союза, который в перспективе может обеспечивать потребности в газе не только самой этой страны, но и ее непосредственных соседей.
Также планируется запустить проект Шахдениз-2, оператором которого является BP. Аналитики отмечают, что запуск проекта стоимостью свыше $20 млрд станет одним из важнейших событий. Азербайджан и Европа также близки к запуску Южного газового коридора. Первый газ будет поставлен в Турцию в 2018 году. С 2020 года начнутся поставки в Италию, Грецию и Болгарию через Трансадриатический трубопровод. .
12 июня 2018 года, в турецкой провинции Эскишехер, на компрессорно-измерительной станции состоялось открытие Трансанатолийского газопровода. Президенты Азербайджана и Турции, Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган запустили газопровод, который называют «энергетическим шелковым путём».Как сказал ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев на XXII Всемирном нефтяном конгрессе в Стамбуле в июле 2017 года, проект TANAP — основа «Южного газового коридора», который состоит из четырех элементов. Именно после него начались работы по всем другим направлениям, и сегодня проект ЮГК успешно реализуется.
«Первая часть — газовое месторождение «Шах Дениз». Здесь реализация проекта «Шах Дениз-2» доведена уже до 93 процентов, в ближайшие месяцы завершится полностью. Вторая часть — Южно-кавказский трубопровод — газопровод, соединяющий Азербайджан с Грузией. Здесь работы завершены на уровне 87 процентов. Третья и самая главная часть — газопровод TANAP, и здесь уровень завершения — 77 процентов, и в следующем году мы будем отмечать выполнение этого проекта.
Наконец, четвертая часть — Трансадриатической трубопровод, здесь уровень исполнения — 44 процента. Все эти четыре важных проекта составляют «Южный газовый коридор». Для реализации этого проекта требуется 40 млрд. долларов, и большая часть этих средств уже инвестирована», — отметил на конгрессе Президент Ильхам Алиев.
Благодаря всем этим усилиям и работам дополнительные 6 млрд. кубометров азербайджанского газа Турция получит уже в 2018 году, а в Европу шахденизовский газ попадет приблизительно в 2020 году (10 млрд. кубометров ежегодно).
Сейчас в реализацию «Южного газового коридора» вовлечены Азербайджан, Грузия, Турция, Болгария, Греция, Албания и Италия, но он является объектом интересов и ряда других балканских стран. И это не случайно, ведь европейские страны, в частности, с небольшим объемом потребления, нуждаются в альтернативных источниках газа, а элементы коридора — TANAP и TAP — проектировались с учетом их расширения.
Новая нефтяная и энергетическая политика, проводимая Азербайджанской Республикой с 1994 года, значительно укрепила внешние связи и международный авторитет страны. Благодаря «Контракту века» за прошедший период Азербайджану удалось заключить новые нефтяные контракты с ведущими кампаниями мира. После заключения контрактов Баку привлек к себе еще большое внимание мировых политиков, транснациональных корпораций, бизнесменов, международных организаций, политологов. В мировой энергетической политике и системе международных отношений в связи с Азербайджаном возникли новые приоритеты в межгосударственных и международных связях – новые направления.
Современная энергетическая дипломатия Азербайджана содержит западный прагматизм, сопровождаемый восточной гибкостью и настойчивостью в достижении своих целей, и уже дает позитивные результаты. Азербайджан успешно осуществил трубопроводную политику и диверсификацию поставок энергоресурсов из Азербайджана на мировые рынки. Реализация проекта транспортировки энергоносителей на мировые рынки, Основной экспортный трубопровод Баку–Тбилиси–Джейхан, Южно-Кавказский газопровод и его расширение, и многое другое позволяет :
Во-первых, интенсифицировать доставки энергоносителей на мировые рынки, что является одним из факторов, свидетельствующих об активном участие Азербайджана в интеграционных и глобальных экономических проектах.
Во-вторых, в результате успешно проведенной за прошедшие годы энергетической политики, государственная независимость Азербайджана еще более окрепла, создались дополнительные гарантии будущего прогресса республики, повысилась степень доверия .
Умело проводимая сбалансированная нефтяная стратегия и взаимовыгодные политические и экономические отношения со странами Запада и Востока вывели страну на более высокий уровень общественно-политического и социально-экономического развития, превратив Азербайджан в регионального лидера на Южном Кавказе. Таким образом, для мирового энергетического рынка, для вопросов глобальной безопасности роль и место Азербайджана в мировой политике возрастают. Это, конечно же, создает дополнительную ответственность. И эта ответственность, в первую очередь связана с тем, что статус регионального лидера, предполагает в перспективе формировать устои региональной безопасности и процветания, связать экономики Севера и Юга, Востока и Запада.
Литература
1. Алиев И. Каспийская нефть Азербайджана – М.: Известия, 2003, с.511.
2. Алиев Н., Мирзоев М., Шахбазов Э. ОЭТ Баку-Тбилиси - Джейхан: от видения к реальности – Баку: изд-во «Азербайджан», 2001, с.81.
3. Бакинский рабочий. 12мая, 2005, с.3.
4. Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана-Баку, «Zərdabi LTD» ММС, 2013, с. 1008.
5. Дарабади П. Внешняя политика страны: реалии современности и взгляд в будущее / Бакинский рабочий, №135, 25 июля 2013.
6. Дарабади П. Геоистория Каспийского региона и геополитика современности – Баку: «Элм», 2002, с.163.
7. Мехтиев Р. Азербайджан:вызовы глобализации – Баку: «XXI – Yeni Nəşrlər Evi», 2004, с.310.
8. Мировая и азербайджанская внешняя политика сквозь призму совершенных научно-политологических исследований / Бакинский рабочий, 22 октября, 2015.
9. Наш век, №5(400) 9-15 февраля, 2007с.
Поступила в редакцию 10.07.2018 г.
[1] Дарабади П. Внешняя политика страны: реалии современности и взгляд в будущее/ Бакинский рабочий , №135, 25 июля 2013.
[2] Гасанов А. Современные международные отношения и внешняя политика Азербайджана-Баку, «Zərdabi LTD»ММС, 2013, с. 1008.
[3] См.: Мехтиев Р. Азербайджан:вызовы глобализации –Баку: «XXI – Yeni Nəşrlər Evi», 2004, с.310.
[4] См.:Алиев И. Каспийская нефть Азербайджана –М.:Известия, 2003, с.511.